Найти в Дзене
Памяти...

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ИВАКИНА («Исторический 1962-й год»)

ОТРЫВКИ ИЗ НЕОКОНЧЕННОЙ КНИГИ В начале 1961 года стало известно, что вместо команды мастеров «Сибсельмаша» в первенстве СССР будет играть команда СКА. Новый командующий СИБВО Глеб Бакланов был большим поклонником футбола и имел возможность собирать «призывников-футболистов» со всей страны. Лучшие игроки «Сибсельмаша» моментально стали «армейцами», а так как своей детско-юношеской школы у СКА не было, то наша школа тоже стала как бы «армейской». В 1962 году произошло важное историческое событие в футбольной жизни Новосибирска. Даже, можно сказать, два – и в большом, и в юношеском футболе. Команда мастеров СКА завоевала золотые медали в классе «Б», а команда «Сибсельмаш-44-45» добилась права играть в финале молодёжного первенства СССР. Достаточно сказать, что за всю советскую историю новосибирская футбольная команда только однажды играла в подобном финале. И произошло это в августе 1962 года в Саратове. В 1961 году команда мастеров «переехала» с левого берега Оби на правый (на стадион СК

ОТРЫВКИ ИЗ НЕОКОНЧЕННОЙ КНИГИ

В начале 1961 года стало известно, что вместо команды мастеров «Сибсельмаша» в первенстве СССР будет играть команда СКА. Новый командующий СИБВО Глеб Бакланов был большим поклонником футбола и имел возможность собирать «призывников-футболистов» со всей страны. Лучшие игроки «Сибсельмаша» моментально стали «армейцами», а так как своей детско-юношеской школы у СКА не было, то наша школа тоже стала как бы «армейской».

В начале 1960-х «Сибсельмаш» превратился в СКА
В начале 1960-х «Сибсельмаш» превратился в СКА

В 1962 году произошло важное историческое событие в футбольной жизни Новосибирска. Даже, можно сказать, два – и в большом, и в юношеском футболе. Команда мастеров СКА завоевала золотые медали в классе «Б», а команда «Сибсельмаш-44-45» добилась права играть в финале молодёжного первенства СССР. Достаточно сказать, что за всю советскую историю новосибирская футбольная команда только однажды играла в подобном финале. И произошло это в августе 1962 года в Саратове.

В 1961 году команда мастеров «переехала» с левого берега Оби на правый (на стадион СКА), а все юношеские команды так и остались на «Сибсельмаше». Остался в нашей команде и тренер Владимир Ульянович Агафонов, который полностью посвятил себя юношескому футболу. Ульяныч (так уважительно называли его все, кто хоть немного разбирался в футболе) создал на стадионе для мальчишек все условия, сделав настоящий футбольный городок, где были стенки для ударов, стойки для обводки, отражательные сетки. Очень много уделял внимания Владимир Ульянович тактическим занятиям. Он, один из первых тренеров в Новосибирске, сделал макеты для теоретических занятий. Было страшно интересно, когда мы разбирали «по полочкам» нашу игру: кто сколько сделал ударов, прострелов слева, справа и т.д. Со многими из нас Ульяныч занимался индивидуально, пытаясь у каждого найти свою «изюминку». С Володей Саранчиным, например, он отрабатывал удары с обеих ног, со мной – удары головой. Короче говоря, возился Ульяныч с нами с утра до ночи – и результат не заставил себя ждать.

-2

Сезон 1962 года для нашей команды, составленной из игроков 1944-45 г.р., стал самым удачным. Мы победили всех своих соперников в первенстве города и в соревнованиях Сибирской зоны. Набрав 10 очков в 5 играх, наша команда получила путёвку на полуфинал Всесоюзного первенства среди юношеских команд в Целиноград. В этот город съехались победители «восточных» зон СССР: читинский «Забайкалец», ташкентский «Пахтакор», свердловский «Уралмаш», карагандинский «Шахтер» и команда СКА из Хабаровска. Лишь в первой встрече с «горняками» из Караганды (сильной и волевой командой) нам не удалось добиться успеха. Финальный свисток судьи зафиксировал счёт 1:1. Но затем мы записали в свой актив четыре победы подряд, заняли в итоге первое место и получили право поехать на финал в Саратов.

Попасть во Всесоюзный финал команде из Сибири – тогда это было как чудо. В этом чуде была большая заслуга нашего тренера Владимира Ульяновича Агафонова, который сумел создать очень дружный, боевой, а главное дисциплинированный коллектив. Нам не надо было объяснять что-то по два раза, мы ходили, точнее, бежали на тренировки, как на праздник. И нам не надо было говорить, какая эта ответственность выступать на соревнованиях такого уровня и биться за честь города.

-3

Полуфинальные матчи проходили в Целинограде со 2 по 12 августа, а финальные соревнования в Саратове стартовали уже 18 августа. Никто из руководства не верил, что мы в Целинограде сможем занять первое место, а потому мы попали в сложное положение – средства на поездку на финал не были предусмотрены. Три дня просидели в Целинограде, пока нам не прислали из Новосибирска денег, после чего мы вновь отправились в длинную поездку на поезде. Всего (вместе с тренером) нас было 15 человек, все уставшие, многие с серьёзными травмами, да я ещё в Целинограде разболелся и приехал в Саратов с температурой.

Соперники в Саратове нас ждали очень серьёзные: «Динамо» (Киев), «Спартак» (Москва), «Торпедо» (Москва), «Нефтяник» (Баку), «Шахтёр» (Донецк). Если говорить сегодняшним языком – все клубы из премьер-лиги. Мы же на тот момент представляли команду СКА, которая выступала тогда даже не во втором, а в третьем по рангу футбольном дивизионе СССР!

У всех тренеров команд (кроме нашей) были громкие звания – мастер спорта СССР, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер Республики, заслуженный тренер СССР. Особенно мощно выглядел тренерский штаб у киевлян, который возглавляли Николай Фёдорович Фоминых и Николай Павлович Мельниченко. Этот тандем в то время «ковал» главные футбольные кадры для киевского «Динамо». В конце 1950-х, начале 60-х годов эти тренеры воспитали целую плеяду знаменитых игроков (достаточно назвать имя Анатолия Бышовца).

Уже тогда во всех командах, участвовавших в финальном турнире, были видны яркие звёзды, многие из них играли за дублёров класса «А», за основные команды мастеров, входили в состав юношеской сборной СССР. Ещё поразило то, что соперники играли против нас по «бразильской системе» – по схеме 4-2-4. Мы же знали только привычную тогда для всех «дубль-вэ» – по схеме 3-2-5. Новые тактические системы для нас были «в диковинку».

Соперники, составленные в основном из игроков 1944 г.р., превосходили нас не только в технико-тактической, но и в физической подготовке. Хотя в этом компоненте мы тогда мало кому уступали. Но сказалось то, что костяк нашей команды составляли игроки на год младше. Я, Юра Коленбет, Володя Вуберман, Юра Ильин, Боря Абдрафиков, Владимир Саранчин – все мы были 1945 г.р. Казалось бы, какая разница человек на полгода старше или младше, но для 17-18-летних спортсменов это имеет огромное значение. Несмотря на то, что нам катастрофически не хватало опыта выступлений на таком высоком уровне, на каждый матч мы выходили как на последний бой. В первой встрече, помню, играли с бакинцами, долго вели в счёте 1:0, но в концовке «подсели» и уступили 1:3. Вообще на том турнире никто из соперников не ушёл от нас «сухим». Но и мы пропускали много: в пяти матчах 16 мячей.

Первое место в финале занял «Спартак» (которому мы тоже проиграли 1:3), второе – «Торпедо», третье – «Нефтяник». Мы финишировали шестыми. Уверен, что могли бы выступить лучше, если бы в Саратове играл наш основной вратарь Александр Веденеев, который был в заявке нашей команды. Но он в то время играл за команду мастеров из Прокопьевска (хотя руководство «Шахтёра» клятвенно обещало отпустить Сашу на финальный турнир). Наш же второй вратарь Михаил Демидов к турниру такого ранга оказался просто не готов.

Несмотря на минорный аккорд сезона, в Новосибирске нас встретили как героев. В центральной прессе о нашей команде было немало лестных отзывов. Мальчишки других команд (младших возрастов) чуть ли не в рот нам заглядывали. Хоть и небольшой, но футбольный бум мы в Новосибирске организовали. На следующий год всю нашу команду даже заявили в класс «Б», уже под родным именем «Сибсельмаш».

-4