Ставим машину на парковку, на земляной пятачок, где уже полно машин и экскурсионных автобусов - номера местные, а также штук пять московских и парочка питерских - и идём через дорогу. "Прощена!" - кричит муж в восхищённом обалдении. Оно и понятно, когда перед глазами такое!
Глаза вас не обманывают. На переднем плане действительно "Пьета" Микеланджело, вернее, её копия - хотя не точная. Например, положение тела и головы Христа у Микеланджело другое - однако скульптор явно вдохновлялся шедевром из Ватикана. На заднем же плане - комплекс зданий костёла св. Анны.
Мы в деревушке Мосар (ударение на первый слог), она же "Беларускi Версаль". Деревушка известна с 1514 года как имение шляхетского рода Зеновичей и сменила несколько хозяев - отметилось даже семейство Пилсудских - но главными здесь были Бжестовские, владевшие Мосаром целых 200 лет. При Роберте и Анне Бжестовских и был построен дворец, образец элегантного классицизма, этакий Малый Трианон, гостями которого бывали монаршие особы - польские короли Стефан Баторий (по дороге на Ливонскую войну) и Станислав Август Понятовский (затеял здесь археологические раскопки). Дворец сгорел дотла в 1918-м. Зато сохранился построенный в 1792 году костёл св. Анны.
Странное же восклицание мужа объясняется просто. В те две недели всё время, оставшееся от улаживания проблем личного характера, ради чего мы, собственно, и приезжали в Беларусь, было посвящено осмотру достопримечательностей. А какие в Беларуси достопримечательности? Я не говорю про памятники и музеи, посвящённые Великой Отечественной. То есть, хотела я было заехать в Хатынь, да муж не дал. И его можно понять: в таких местах я, бывает, плАчу. Ехать же в машине с плачущим водителем не велит никакая техника безопасности. В этой поездке меня интересовало то, чего раньше, при Советском Союзе, вроде как и не существовало вовсе. Век 19, начало 20-го (Адам Мицкевич, Марк Шагал, Казимир Малевич, Юрий Пэн), старинные храмы и костёлы и памятники, относящиеся к белорусскому средневековью и временам Великого княжества Литовского.
И смотрели мы не только восстановленные из руин Несвижский и Мирский замки, из-за которых злые языки называли туристическую Беларусь "страной двух замков", намекая на то, что смотреть-то здесь вроде бы и нечего.
Мне хотелось побывать и в Гольшанах ("Чёрный замок Ольшанский"), и в Новогрудке ( первая столица Великого княжества Литовского), и в Ружанах (замки Пусловских и Сапег).... Посмотрим:
Вот то, что осталось от мощнейшей крепости в Новогрудке, резиденции великих князей! Погубили его многочисленные русско-польские сражения и Северной война.... "Опять камни смотреть? - ворчал муж возле очередной руины. - Никуда больше с тобой не поеду!" Но, может быть, их, то есть, камни, надо смотреть по-другому? Так, как, наверное, смотрят сами белорусы, вспоминая громкие страницы своей истории? Прислушайтесь - играет музыка в бальном зале, кружится в медленном танце прекрасная панна, на голове у неё "кораблик", старинный головной убор.... Или - гремят латы, вздымаются на дыбы боевые кони, уносятся на битву рыцари...
Только в сердце тревожно почую
За страну свою милую страх, —
Вспомню Острую Браму святую
И бойцов на могучих конях.
В белой пене проносятся кони, —
Рвутся, бьются и тяжко храпят….
Стародавней Литовской Погони
Не разбить, не унять, не сдержать. *
…..
Ўсё лятуць i лятуць тыя конi,
Срэбнай збруяй далёка грымяць….
Страдаўняй Лiтоўскай Пагонi
Не разбiць, не спыниiць, не стрымаць.
Максим Богданович, 1916 г.
*пер. Чеслав Николич
... добирались сюда непросто. Встреченная по дороге дама, с мешком на плече и в кирзовых сапогах, на вопрос -"а есть ли там дальше дорога?" - замахала руками - "ёсць, ёсць!" Дорога была ещё та: ямки, колдобины.... Проносились какие-то ничем непримечательные деревушки. И вдруг, откуда ни возьмись.... Прекрасное видение, не иначе.
Здесь не только "Пьета". Вон и Моисей со скрижалями, и Христос со свои крестом...
Во все стороны разбегаются тропинки. Кажется, это йети прошёл средь зарослей бадана?
А вот и бдительный страж:
Здесь воздвигли самый высокий в Беларуси крест - 23 метра!
Здешнее кладбище - это отдельная достопримечательность. Кстати, тут нет оград, как нет и деления на православных и католиков. Покоятся с миром - и в мире
Хожу, удивляюсь. Ходит мой привередливый муж, дивясь необычной деревне, которая прячется в белорусской глубинке. И вправду чудо - чудо трудолюбия и любви к своему краю. Но не всегда Мосар был беларускiм Версалем!
Кстати, об Иване Купале. Слукавила я ради красного словца. Мы прибыли сюда не накануне, а на следующий после купальских празднеств день. "Ой, тут учора был такi фэст, такi фэст, - восклицает почтенная дама в костёльной сувенирной лавочке, имея в виду купальское гулянье. Вот и плывут венки по темной глади пруда...
Дворец, костёл, удивительный "ландшафтный дизайн". А ведь тут есть ещё и потрясающая история новейшего времени. Как возник этот "Версаль по-белорусски" и причём тут мощи святого Юстиниана - как говорится, продолжение следует.
А здесь, так сказать, приквел