Найти тему
AAA в Дзене

Кто такие на самом деле ходячие мертвецы?

Мы продолжаем заниматься разработкой игры «Глушь», поэтому рассказываем об ужасах, с которыми приходится сражаться героям.

Спокойствие! Это утопец из игры «Ведьмак», а не из нашей. 
(Изображение взято из публичного источника.)
Спокойствие! Это утопец из игры «Ведьмак», а не из нашей. (Изображение взято из публичного источника.)

В разных современных фэнтезийных и фантастических компьютерных играх, не говоря уже о книгах и фильмах постоянно используют ходячих мертвецов. Они стали универсальными противниками положительных персонажей. Чаще всего их называют зомби по аналогии с жертвами гаитянских колдунов, травивших людей жабьими ядами от чего те впадали в аналог летаргического сна, их закапывали живьём, а потом колдун шёл на кладбище и «реанимировал», выкопав. После этого людям разум вернуть было невозможно, потому что от недостатка кислорода под землёй мозги повреждались, и, подобно манкуртам, они становились послушными рабами злодея, не осознавая себя.

Фрагмент постера самого первого голливудского фильма «Белый зомби». 
(Изображение взято из публичного источника.)
Фрагмент постера самого первого голливудского фильма «Белый зомби». (Изображение взято из публичного источника.)

А как относились к умершим древние (и не очень) славяне?

Из сообщений информантов доподлинно известно, что существует воззрение: если человек умер до срока, отведённого свыше, после смерти он становится Ходячим (то есть душа не отлетает навьей, а остаётся в теле), и жмур начинает вставать из могилы.

Помните как о них писал Николай Васильевич Гоголь в повести «Страшная месть»?

Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из неё высохший мертвец. Борода до пояса; на пальцах когти длинные, ещё длиннее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо всё задрожало у него и покривилось. Страшную муку, видно, терпел он. «Душно мне! Душно!» — простонал он диким, нечеловечьим голосом. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю. Зашатался другой крест, и опять вышел мертвец, ещё страшнее, ещё выше прежнего; весь зарос, борода по колена и ещё длиннее костяные когти. Ещё диче закричал он: «Душно мне!» — и ушёл под землю. Пошатнулся третий крест, поднялся третий мертвец. Казалось, одни только кости поднялись высоко над землёю. Борода по самые пяты; пальцы с длинными когтями вонзились в землю. Страшно протянул он руки вверх, как будто хотел достать месяца, и закричал так, как будто кто-нибудь стал пилить его жёлтые кости...
Нечто подобное, только бородатое. 
(Изображение взято из публичного источника.)
Нечто подобное, только бородатое. (Изображение взято из публичного источника.)

Описанные мертвецы ходячими не были, но вставали потому что в роду их появился злодей, каких не бывало прежде, и из-за его прегрешений страдали и все предки. Особенно важно то, что он был колдуном. А согласно поверьям, наоборот колдуны в смерти не могли обрести покоя, ибо души их отягощали знания, и они всегда пытались накопленное передать ученику или даже случайному человеку, оказавшемуся рядом.

С усилением христианизации возникло утверждение: «колдунов мучают бесы», и, дабы не попасть в ад, нужно отдать грехи. Но тело в любом случае Чёрт займёт (если не сам, то какой-то из мелких).

Мало кто знает, что пентакль изначально было защитным символом. 
(Изображение взято из публичного источника.)
Мало кто знает, что пентакль изначально было защитным символом. (Изображение взято из публичного источника.)

Как бы то ни было, считалось и считается, что колдун не передавший грехи начинает встать из гроба.

Или же что тело поднимает вторая нечистая душа, живущая внутри с рождения и побуждающая к злодеяниям (но двоедушники заслуживают отдельной статьи).

Причём колдун становится не простым ходячим, а сразу упырём (но эти твари, «породившие» вампиров, также заслуживают отдельной статьи).

Спокойствие! Этот вампир тоже из игры «Ведьмак», а не из нашей. 
(Изображение взято из публичного источника.)
Спокойствие! Этот вампир тоже из игры «Ведьмак», а не из нашей. (Изображение взято из публичного источника.)

Тех же, кто до срока умер «земля не принимает» (буквально гробы выталкивает), и они «до Страшного суда» скитаются ночами, подобно Джеку с фонарём.

Поэтому таких жмуров относили куда подальше от кладбищ и мест, где на пути ходячего могут оказаться люди и скот: закидывали в болота, в овраги, в канавы за перекрёстками, которые, запутывая, не позволяют им вернуться домой. Мёртвых, забрасывали ветками, мхом, камнями, соломой, всяким мусором, от того и называли «заложными» (термин был введён известным этнографом Дмитрием Константиновичем Зелениным). Кучи, собравшиеся на таких «могилах» раз в год поджигали. Этот обычай сохранился до наших дней.

Это мало похоже на ритуальное сожжение тела на костре. 
 (Изображение взято из публичного источника.)
Это мало похоже на ритуальное сожжение тела на костре. (Изображение взято из публичного источника.)

(Фото выше было сделано во время реального обряда.)

И напоследок один интересный факт: поскольку раньше, из-за отсутствия научных медицинских знаний в деревнях, смертность была очень высока, детей с малых лет учили взаимодействию с жмурами посредством всем известной игры… жмурки (а также салочки, пятнашки, колдунчики и другие похожие, которые являются вариацией одного и того же ритуала).

По утверждению Софьи Залмановны Агранович, во́да олицетворяет собой мертвеца, поэтому ему завязывают глаза, ибо мёртвые слепы (сразу сказки про бабу Ягу вспоминаются или гоголевский Вий?). Живым необходимо избегать его прикосновений, а сами должны добежать до стены… пещеры (так было в далёком прошлом), или же стенки печки (как в совсем недалёком), поскольку обе они олицетворяют границу между мирами мёртвых и живых. Коснувшийся, обретал благословение предков, стоящих по Ту сторону.

Косвенным подтверждением этого обряда являются отпечатки ладоней, оставленные детьми на стенах пещер тысячи лет назад, и ритуальное прикосновение свахи к печи (поскольку, придя в чужой дом, женщина перестаёт быть человеком, и воспринимается некой сущностью из иного мира, аналогичным неупокоенному).

Охра имела большое ритуальное значение. 
(Изображение взято из публичного источника.)
Охра имела большое ритуальное значение. (Изображение взято из публичного источника.)

Благодарим за прочтение!!!

(Информация взята из научных источников.)

П.С. (по секрету): вы можете поддержать наши исследования фольклора и разработки аутентичных игр переводом на любую сумму (карта Сбера привязана к номеру 89510618361).

#Ходячие мертвецы #Колдуны #Упыри #Вампиры

#Фольклор #Культура #Искусство