Найти тему
Ирина Минкина

Марья, родства не помнящая

Я всегда с удивлением для себя отмечала, что есть в нашей стране люди, которые стеснялись и будут стесняться записи в паспорте о месте рождения «СССР». Они будто бы стесняются прошлого, с презрением произнося вот это вот «совок».

Такие люди силятся изображать из себя европейцев во всём, буквально во всём. Они усиленно учат какой-нибудь испанский или греческий вдобавок к английскому, нанимают кучу репетиторов, шлифуя акцент (а то не дай Бог кто-то догадается, что они не испанские испанцы или не греческие греки).

Для таких людей высшей похвалой от любого заштатного европейца , или американца, или канадца (в общем, любого западника) является публичное признание эффективности их самообмана. Когда кто-то скажет: «You sound very British» (мол, как британец по-английски шпрехаешь) - ну тут уж радости полный воз.

Правда, такие люди забывают про один маленький момент: вот это всё презрение к «совку», намеренная и натужная попытка дистанцироваться во всём от своего прошлого - это всё от внутренней неполноценности. Какое-то самоуничижение, которое со стороны видится именно самоуничижением, а не «вы звучите очень по-британски».

У меня с подобного рода людьми (из тех, что довелось встретить мне лично) всегда складывались довольно сложные, даже, я бы сказала, любопытные отношения. Отношения, в которых презрение ко мне за мою любовь к своей стране сменялось сначала удивлением, потом возмущением, а потом растерянностью. Да-да, такие вот «русские европейцы» сначала удивлялись, что с наскоку, нахрапом не могли сбить меня с ног, ткнув в меня моей необразованностью. Да, они удивлялись: хм, она образованный человек, много чего знает - ну как она может вообще любить «эту страну»? Потом удивление сменялось возмущением, попыткой доказать, аргументировать. Обычно всё это облекалось в форму жаркого псевдонаучного спора, оппонентами в коем были для меня такие вот образно говоря специалисты всех наук. И потом уже, на финальной стадии, возмущение сменялось растерянностью. Потому что люди видели перед собой типаж отличный от них самих. Они видели человека, который любит свою страну не от темноты в голове, не от того, что «заплатили»; они видели, что перед ними тот, кто осознаёт и все проблемы в стране, но при этом хочет их мирного для страны и для себя решения, а вовсе не стремится «свалить и забыть всё как страшный сон».

Люди, которые стесняются своих корней, своей истории, - они часто не осознают того, что это есть неуважение в первую очередь к себе самому. И это неуважение невозможно скрыть. На него у каждого мало-мальски вменяемого человека в мире есть чутьё. Во всяком случае, со стороны это видно лучше, чем изнутри. И ни один мало-мальски вменяемый человек никогда не будет искренне уважать такую вот условную «Марью, родства не помнящую».

Хороший ли это путь - путь своего забвения? Ну как по мне, это путь недостойный. Однако печаль в том, что такие люди, избрав однажды этот путь, с большой долей вероятности будут упорно по нему идти. Доказывая вновь и вновь всем и каждому, что они правы. Даже если окружающим наплевать на их доказательства. Даже если сами уже не будут в этом уверены. Но не признаются в этом никогда. Слишком велика цена за такое признание. Человеческой слабости она не под силу, скорее всего…