Цель проповеди – как можно лучше понять свое предназначение и реализовать его в своей жизни и служении.
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Матф.3:1-17)
Существует расхожее утверждение, что «Мы сами творцы собственного счастья». Если бы это было так, то мы видели бы гораздо больше счастливых, а не одиноких людей. Что не так с этим утверждением, и почему вопрос о нашем счастье лучше отдать в более надежные и сильные руки?
1. Человек слишком сложное творение, чтобы он/она сами смогли сделать себя счастливыми. Библия говорит о том, что человек «дивно устроен». Это говорит не только о его уникальном предназначении и огромных возможностях в него заложенных, но также и о его сложности и многогранности. Очень сложно говорить о том, что греховный и изменчивый человек сможет сам построить свое счастье и будет оставаться довольным своим положением в течение всей своей жизни.
2. В этом мире слишком много боли, насилия и смерти, чтобы человек смог оставаться человеком, чтобы он сохранил свое предназначение и оставался включенным в служение не смотря на события и перипетии собственной жизни. Ему нужна значительная и сильная внешняя поддержка.
3. За событиями собственной жизни и служения мы можем не видеть общего, вселенского плана, так как обладаем небольшим сроком жизни и «малым обзором». Нам необходима внешняя корректировка, чтобы мы приводили свою жизнь и служение в унисон с общецерковным и общественным служением Иисуса Христа в этом мире. Нам необходимо понимание Его приоритетов и задач для данного периода истории. Восприятие только нашего предназначения может быть гораздо более узким, чем восприятие Божье, и нам необходимо иметь «общую картину», чтобы вписываться в общецерковную жизнь и оказывать влияние на большее количество людей.
Восприятие и понимание нашего предназначения и нашей жизни и служения может быть существенно меньше, чем нам необходимо для эффективного служения Богу.
Как нам привести нашу жизнь и наше служение в соответствие с Божьими требованиями, и почему это важно для нас?
Кто-то может усомниться в существовании Бога, но в человека вложены слишком большие возможности, чтобы ограничивать его лишь собственными эгоистичными и эгоцентрическими целями – удовлетворение собственных потребностей, достижение собственных целей и обеспечение собственного благополучия. Бог хочет, чтобы горизонты нашей жизни и служения постоянно расширялись.
Если мы посмотрим на примеры из Священного Писания, то увидим примеры «расширяющегося влияния». Ной был послушен Богу и построил ковчег, сегодня все жители земли являются его потомками.
Моисей был послушен Богу и исполнил свое предназначение – дав жизнь государству Израиль, заложив культурно-исторические основы всей западной цивилизации.
Иоанн Креститель привел свое служение в соответствие с Божьими требованиями и был крайне успешен.
Служение Иисуса Христа было подчинено Отцу, и вся Его жизнь – пример полного послушания Богу.
Эта книга известна как Евангелие от Матфея, так как она была написана апостолом с таким же именем. Стиль книги соответствует тому, что можно ожидать от человека, который когда-то был сборщиком налогов. Матфей проявляет большой интерес к учету (18:23–24; 25:14–15). Книга чрезвычайно упорядочена и лаконична. Вместо того чтобы писать в хронологическом порядке, Матфей упорядочивает это Евангелие вокруг шести тем.
Будучи сборщиком налогов, Матфей обладал навыком, который сделал его труд еще более захватывающим для христиан. Сборщики налогов должны были уметь записывать в сокращенной форме, что по существу означало, что Матфей мог фиксировать слова человека, как он говорил – слово в слово. Эта способность означает, что слова Евангелия от Матфея не только вдохновлены Святым Духом, но и должны являться фактическими стенограммами некоторых из проповедей Христа. Например, Нагорная проповедь, записанная в главах 5–7, почти наверняка является точной записью этой великой вести.
В большей степени Евангелие от Матфея было адресовано евреям. Оно служит своеобразным мостом от Ветхого к Новому Завету.
Апостол Матфей написал эту книгу в ранний период Церкви, вероятно, около 50 г. н.э. Это было время, когда большинство христиан были иудеями, так что фокус Матфея на еврейской точке зрения в этом Евангелии понятен.
Матфей пытался доказать иудеям, что Иисус Христос являлся обещанным Мессией. Больше всех остальных, Евангелие от Матфея цитирует Ветхий Завет, чтобы показать, как Иисус исполнил слова еврейских пророков. Матфей подробно описывает происхождение Иисуса от Давида, и использует множество форм речи, которые были более естественны для евреев. Любовь и забота Матфея о своем народе очевидна в его тщательном подходе к изложению евангельской истории.
Описанная в нашем отрывке история происходила на побережье реки Иордан. Из других отрывков Библии, мы можем видеть, что это была пустынная засушливая местность, с зарослями тростника по берегам реки Иордан.
Крещение для прощения грехов было знакомо иудейской культуре, но чаще всего оно использовалось для принятия в иудаизм прозелитов, которые не были рождены иудеями, но решили принять иудаизм в зрелом возрасте.
Матфей обсуждает происхождение, рождение и начало жизни Христа в первых двух главах. Далее книга рассматривает служение Иисуса. Описание учения Христа строится вокруг таких «пунктов», как Нагорная проповедь в главах с 5 по 7. Глава 10 описывает миссию и цели учеников, глава 13 представляет собой сборник притч, глава 18 обсуждает вопросы о Церкви, в главе 23 начинается дискурс о лицемерии и будущем. Главы 21 по 27 описывают арест, пытки и казнь Иисуса. В последней главе описывается Воскресение и Великое поручение.
Евангелие от Матфея ближе к жанру жизнеописания, но здесь дается больше, чем биография и описание жизни человека. Матфей приводит доказательство того, что Иисус действительно избранный Мессия, и что именно Он был обещан в Ветхом Завете.
План Евангелия от Матфея
А. Рождение и младенчество (1:1 — 2:23)
B. Подготовка к служению (3:1 — 4:25)
C. Нагорная проповедь (5:1 — 7:29)
D. Иисус совершает служение (8:1 — 9:34)
E. Миссия Двенадцати (9:35 — 10:42)
F. Притчи о Царстве (13:1-52)
G. Жизнь в грядущем Царстве (16:13 — 18:35)
H. Путь в Иерусалим (19:1 — 22:46)
I. Предупреждения о суде (23:1 — 25:46)
J. Арест Иисуса, страдания, смерть (26:1 — 27:66)
K. Воскресение (28:1-20)
Наш отрывок находиться во втором разделе. Он закладывает фундамент всего служения Иисуса Христа.
Иисус подтверждает истинность служения Иоанна Крестителя, приходит к нему креститься.
Смысл крещения для нас – Иисус показывает смирение перед Отцом и показывает нам пример для нашей жизни – необходимость послушания Богу и необходимость крещения.
Весь раздел В имеет фундаментальное значение:
B. Подготовка к служению (3:1 — 4:25)
1. Иоанн Креститель (3:1-12)
2. Крещение Иисуса (3:13-17)
3. Искушение Иисуса (4:1-11)
4. Иисус начинает проповедовать (4:12-17)
5. Иисус избирает Своих первых учеников (4:18-22)
6. Иисус исцеляет некоторых больных (4:23-25)
В данном разделе, как мы видим, складывается основа служения Иисуса Христа. Проходит Его крещение и искушение, Он начинает проповедовать и собирает Свою команду.
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Матф.3:1-17)
План нашего отрывка
I Все пророки приходили по воле Божьей, и Иоанн.
A Иоанн озвучивает смысл своего служения
B Он обозначает, кто он есть
С Иоанн возвещает о грядущих событиях
II Обстоятельства служения Иоанна
A Внешний вид напоминал Илию
B Рацион питания был как у Самсона
С Его служение было успешным, все крестились
III Иоанн смог сохранить духовную зоркость
A Обличал фарисеев и саддукеев
B Покаяния без плода не бывает
С Суд Божий уже близко
IV Обстоятельства служения Иисуса
A Будет крестить Духом Святым и огнем
B Очистит гумно
С Соберет пшеницу, солому сожжет
V Соединение двух служений
А Иисус приходит крестится
В Иоанн говорит о превосходстве Иисуса
С Иисус повелевает крестить Его.
D Иоанн видит знамение и слышит глас с небес
Данный отрывок показывает, что служение Иисуса было полностью подчинено воле Отца, и Его целью было показать греховному человеку путь к восстановлению отношений с Богом через водное крещение, жизнь и служение в поместной церкви.
Итак, мы видим, что служение и жизнь Иоанна Крестителя были подготовкой израильского народа для пришествия обещанного Мессии. Какие же выводы, мы можем сделать для себя, для своей жизни и служения?
1. Без Бога наша жизнь не имеет большого смысла. Познание собственного предназначения возможно лишь через молитву покаяния, получения от Бога прощения грехов, усыновления и возможности общения с Ним через молитву.
2. Мы можем обладать видением и знанием о нашей жизни, ее предназначении, и пониманием на нашем уровне. Для исполнения Божьей воли в полноте этого может быть недостаточно.
3. Нам необходимо поддержание «духовного зрения» и готовность привести свою жизнь и служение в соответствии с Божьим планом и необходимости донесения Евангельской вести о спасении до максимального количества людей.
Пусть Всевышний благословит вас в поиске истины и в понимании вашего предназначения от Бога.
С молитвой, Божьей любовью и уважением
Рустам Насыров.