"Кому-кому только одному?"
Есть здесь еще те, кто способен поверить в чудо или сказку? Хоть череда новогодних праздников уже постепенно сходит на нет, я расскажу Вам про еще одну замечательную новогоднюю историю. Так хочется, чтоб чудес всё-таки в мире было больше.
"Тапёр" - новогодний рассказ Александра Куприна. Хоть по объему это произведение и небольшое, но затрагивает в себе много проблем.
Тема таланта
Искусство меняет человека изнутри: первоначально мы видим худенького и маленького мальчика, который внушает нам чувство неуверенности. Но как только он окунается в свою стихию - игра на фортепиано, то он моментально меняется: он любит музыку, он дышит музыкой, он живёт ею. Хоть ему всего 13-14 лет, но он уже может чувствовать и понимать музыку во всю силу.
Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.
Тема детства
В этом рассказе мы видим противопоставление двух детских миров - детей Руднёвых, которые не знают отказа ни в чём, и детство Юрия Азагарова - талантливого мальчика-пианиста. Мальчик с ранних лет вынужден зарабатывать деньги себе на жизнь и, возможно, даже еще и содержать свою семью.
Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища. Понимая, что речь идет о нем, он в неловкой выжидательной позе держался в своем углу, не решаясь подойти ближе. Наблюдательная Таня, бросив на него украдкой несколько взглядов, сразу определила про себя, что этот мальчик застенчив, беден и самолюбив. Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно.
Тема социального неравенства
Мы видим, как легко и просто живут Руднёвы: шикарная ёлка на праздник, многочисленная прислуга в доме, постоянные гости, живущие за счёт этой семьи, глава семьи, который хотел и мог позволить себе жить красиво и богато. Всё это Куприн описывает достаточно красноречиво.
Дом Рудневых – большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного, – круглый год с утра до поздней ночи кишел народом. Приезжали без всякого предупреждения, «сюрпризом», какие-то соседи по наровчатскому или инсарскому имению, какие-то дальние родственники, которых до сих пор никто в глаза не видал и не слыхал об их существовании, – и гостили по месяцам. К Аркаше и Мите десятками ходили товарищи, менявшие с годами свою оболочку, сначала гимназистами и кадетами, потом юнкерами и студентами и, наконец, безусыми офицерами или щеголеватыми, преувеличенно серьезными помощниками присяжных поверенных.
В то же время мы понимаем, что не все могут позволить себе такие условия. Как на контрасте появляется маленький мальчик по имени Юра.
"А где же обещанное новогоднее чудо? Или снова обман?" - затопает ножкой недовольный подписчик.
А об этом Вы узнаете, когда сами прочитаете рассказ до конца! А те, кто уже знаком с рассказом "Чудесный доктор" Куприна, поймут, что ЧУДО обязательно произойдёт!