Художников ХХ столетия можно разделить на две категории. Одни стремятся освоить и отобразить окружающий мир, другие – внутренний. К числу последних я бы отнесла и Федора Семенова-Амурского (1902—1980), которого открыла для себя благодаря выставке в новом выставочном пространстве музея Анатолия Зверева AZ ART по адресу: Маросейка, 11/4 стр. 1 (вход из Маросейского тупика).
Художник признавался: «Я люблю гулять в садах моего воображения». Поэтому и выставка получила название «Прогулки мечтателя». Семенов-Амурский сам понимал, что выглядит в советских реалиях чудаком, ненормальным, шизофреником… Сам себя считал философом, всю жизнь вел подробные записи собственных размышлений.
Впрочем, начиналась его творческая жизнь вполне успешно. Он родился в Благовещенске-на-Амуре, там же окончил художественное училище и стал работать иллюстратором. В 1925 году по комсомольской путевке он направлен в Москву для получения профессионального образования в Высших государственных художественно-технических мастерских – знаменитом ВХУТЕМАСе, который успешно окончил. Молодой художник остается в столице, становится членом Союза художников, работает... Однако язык, который он в итоге выработал, оказался далек от господствовавшего тогда соцреализма. В 1946 году его обвинили в формализме и исключили из Союза художников. С тех пор он вместе с женой, тоже художником, работает ретушером фотографий для Большой советской энциклопедии, живя по принципу: «10 дней на кормушку – 20 дней на себя». Пишет маслом на загрунтованных листах бумаги небольшого формата, которые хранит в ящиках под кроватью. Работает очень активно, но – в стол. При жизни Фёдора Семёнова-Амурского было организовано всего две персональные выставки — в 1967-м году в московском Институте физических проблем АН СССР и в 1976-м в Центральном Доме работников искусств.
После смерти художника часть его работ попала к скульптору Игорю Шелковскому, который дружил с Федором Васильевичем с середины 50-х годов, а в 1976 эмигрировал во Францию. Он и организовал эту выставку, как и несколько других. Он же – автор оригинальных рамок, которые сделал для выставки Семенова-Амурского в пригороде Парижа в 1988 году. Кстати, на выставке в AZ ART представлены и несколько работ Шелковского, человекоподобные конструкции из прута квадратного сечения – тоже, к слову, выражающие скорее внутреннее состояние, нежели внешний облик.
Что касается картин Федора Семенова-Амурского, то в них меня, прежде всего, задели две особенности: явное сходство пейзажей с французскими модернистами и столь же явная повторяемость портретных работ. В большинстве из них угадываются черты самого художника и его жены.
Обе они предполагают долгое, вдумчивое всматривание, своего рода медитацию перед работой. Но картины окантованы под стекло, которое бликует, и сосредоточиться было достаточно сложно. Возможно, поэтому более сильное впечатление на меня произвели не оригиналы, а воспроизведение работ в фильме, в котором Игорь Шелковский рассказывает о художнике. Он размещен на странице выставки.
Кроме того, меня поразило единообразие стиля: работы 1950-х и 1970-х годов можно отличить только по датировке. (Кстати, год и свою монограмму художник вписывал в элегантные виньетки.)
Судить о месте Федора Семенова-Амурского в советском искусстве по этой выставке я бы не решилась. Но то, что это – действительно оригинальный мастер, по-моему, бесспорно. Хотя бы поэтому на выставку, которая будет работать до конца февраля, стоит сходить, тем более что вход на нее свободный. И люди уже идут, даже днем в будни, что меня порадовало!