- Наверное, я бы не стала писать эту историю, если бы она не перекликалась с рассказом «Хороший праздник?»
- Адель из тех, кто покорно принимает свою судьбу, но не все такие, как Адель.
Прижимая ладонь к носу, Римма побрела на кухню. Надо скорее приложить лёд, иначе к вечеру нос распухнет. И кровь надо остановить, чтобы не капала на ковёр и на одежду. Ей же потом и отмывать.
Ковры в доме были везде, даже на кухне. Нет, Римме не нужен был там ковёр, глупость же и убирать сложнее, но мужа это не волновало. Ему нравились ковры, они ассоциировались у него с богатством и достатком.
Римма переоделась, подержала на лице лёд и принялась за готовку. Вечером придёт домой муж и, вполне возможно, её ждёт ещё одна взбучка. Раньше он хоть руки не распускал, но с каждой новой ссорой муж становился всё придирчивее и злее.
Ещё и свекровь подливала масла в огонь. Сама пилила Римму с утра до вечера, а стоило ей возразить, так тут же обвиняла в грубости и хамстве.
- Опять бездельничаешь? В доме бардак, ребёнок с утра баранки грызёт, муж голодный на работу уехал, а ты всё прохлаждаешься! Ещё и телевизор включила! Конечно, когда тебе делами заниматься, тебе бы только кино смотреть! – закричала свекровь.
- Это не я, - оправдывалась Римма.
Телевизор за завтраком смотрел муж. Завтрак ему не понравился – вчерашние пирожки чуть подсохли, потому что уставшая за день Римма забыла убрать их в пакет, а чай показался мужу недостаточно горячим. А каким ещё он может быть, сразу из кипящего и исходящего паром чайника?
- Ещё и отговаривается! – взвизгнула свекровь.
Римма вдруг поняла, что сейчас мать мужа обрадовалась – будет повод пожаловаться вечером сыну. Сказать, что невестка неряха, каких поискать, хамит его матери и не смотрит за маленькой дочкой.
Да ведь это никогда не закончится! Третий год Римма замужем, и только первый был вполне спокойным и почти счастливым. Правда, муж и тогда мог на неё накричать, но хоть руки не поднимал.
Дальше – хуже. После родов никто не пожалел роженицу, сразу приставили к плите и хозяйству. Когда в три месяца от усталости и недосыпания у Риммы пропало молоко, её же и обвинили в нерадивости.
- Докатилась! Молока нет! Что ты за мать? Ни на что не годна, младенца своего нормально накормить не можешь. Тебя голодом морят, еды не дают, чая, молока? Сцеживай лучше, почаще ребёнку давай сосать, а не спать сразу падай, едва она глазки закроет.
Муж, конечно, маму поддержал. А молоко так и не появилось, пришлось переходить на искусственное вскармливание. Ох и наслушалась тогда Римма – молочная смесь была дорогая, покупать её приходилось часто.
Доченьке скоро два года, но для Риммы ничего не изменилось к лучшему. Она не сможет больше вернуться на работу – муж запретил. Не будет лучше жить и больше отдыхать. Всю свою жизнь она будет ухаживать за мужем и свекровью, выслушивать, какая она плохая и прятаться от побоев.
После обеда свекровь ушла в другой конец села к своей сестре. Римма торопливо собрала детские вещи, самое необходимое для себя, достала из шкафа шкатулку с наличкой.
Денег было немного, но на первое время хватит. Римма вызвала такси и поехала к своим родителям.
- Ты же моя сладкая! Ты же моя умничка-заичка! Иди скорее к бабе, баба по тебе соскучилась! – мама Риммы подхватила на руки малышку. – Римма, что у тебя в сумках-то?
- Потом объясню.
Машина уехала, Римма закрыла калитку и потащила вещи в дом.
- Где папа? – спросила она.
- На работе, где ему быть. Девочки в школе, у них сегодня кружок рисования, - объяснила мама, раздевая малышку. – Щёчки чего такие шершавые, чем накормила? Сладким небось? – строго спросила она Римму.
- Это не я, это свекровь. Сколько не прошу, чтобы не давала ей шоколад, всё равно даёт. Ругаться нельзя – она сразу жалуется.
Мама посмотрела на распухший Риммин нос, тяжело вздохнула:
- Да уж, муженёк-то твой крут, - сочувственно вздохнула она. И добавила. – Сама выбирала, никого не спросила…
Римма покаянно опустила голову – мама права. Когда Римма собралась замуж, и мать, и отец были против. Много чего не нравилось им в выборе старшей дочери: что жених старше на десять лет, что уже был женат и развёлся, что долго гулял в холостяках.
- Он не виноват, жена попалась лёгкого поведения, - оправдывала Римма любимого. – Могла даже ночевать не прийти!
Тогда Римма верила каждому его слову: о том, что с первой женитьбой не повезло, поверил в настоящую любовь, а девушка оказалась свободных нравов. О том, что только её, Римму, он искал всю жизнь, потому и не спешил больше жениться. Что будет любить и беречь, носить на руках и всё сделает для её счастья.
Умел муж красиво говорить, и внешностью был не обижен. Высокий, плечистый, карие глаза, брови вразлёт. Улыбнётся – у Риммы сердце застучит часто-часто. А уж как начинал на ушко о любви шептать, неё аж коленки дрожали.
Куда всё делось после свадьбы? И была ли она, его любовь?
- Мама, я ушла от них, - призналась Римма. – Не могу больше.
Мать испугано ахнула:
- Как так-то, девочка моя? Он тебя выгнал?
- Нет, он не знает, и свекровь тоже. Я тихонько сбежала. В сумках наши с дочкой вещи.
Мама укоризненно покачала головой:
- Так нельзя. Ты что себе позволяешь? Ты что, ребёнок маленький – убежала и спряталась? У тебя две сестры скоро невестами будут, какой ты им подаёшь пример? Сходила замуж, не понравилось – назад пришла! Нет, дорогая моя, не дело это – бегать туда-сюда.
- Мама, он дерётся! Утром по щеке так хлестанул, аж искры из глаз посыпались! И кровь из носа пошла!
- Не раздражай его, не зли. Не ты ли мне говорила, что сама свою судьбу будешь выбирать? Теперь что? Попробуй поговорить с мужем по-доброму. Выслушай, в чём ты не права, что тебе сделать, чтобы конфликтов не было…
- Да что ещё-то? И так весь дом на мне, он только на работу ходит!
- А что ты хотела? Чтобы он после работы борщи тебе варил? – рассердилась мама. – Ты жена, на тебе дом и будет всегда. В общем, хватит болтать. Вызывай такси и отправляйся домой, может успеешь вернуться, пока никто не спохватился!
- Если свекровь уже дома, то она меня на порог не пустит.
- Когда не пустит, тогда и придёшь. Выгонит тебя муж – тут уж делать нечего, примем назад. Но сама бегать больше не смей!
Едва машина проехала их квартал и повернула за угол, Римма сказала таксисту:
- Стойте! Я здесь выйду на минутку!
- Здесь? Зачем?
- Надо, - Римма протянула деньги, одной рукой подхватила дочку, второй вытащила свои сумки. – Не уезжайте, я сейчас приду.
Таксист пожал плечами, хмыкнул и включил погромче музыку.
- Завтра допишу окончание.