Тема святочных гаданий в русском искусстве особенная. Она дышит атмосферой таинственного, наполнена ожиданием соприкосновения с потусторонними силами, способными подсказать человеку его будущее.
По народным поверьям гадания особенно правдивы накануне зимних Cвяток — от cочельника (6 января) до Крещения (19 января). Поэтому люди и старались в это время узнать свою будущую судьбу.
Но особенно стремились к этому девушки, ведь они мечтали о счастливом замужестве и хотели увидеть в полутусклом свете зеркала, которое издавна рассматривалось как ключ к иному миру, своего суженого-ряженого.
Помните, как у В.А. Жуковского в балладе «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили.
А вот и сама Светлана на картине художника Карла Брюллова. Она одета в русский народный костюм и красивый кокошник. Девушка испуганно вглядывается в зеркало, надеясь там увидеть свою судьбу.
Картина эта очень нравилась Жуковскому, который называл автора Карлом Великим.
Через много лет А.Н. Новоскольцев написал картину «Светлана» (1889). В ней он изображает героиню, которая одна без подруг решается на гадание и смело смотрит в неизведанную глубину двух зеркальных отражений.
В другой картине «Святочное гадание» передвижника Н. Пимоненко две девушки-крестьянки разглядывают на стене тень от кусочка воска. В ней они узнают знакомые черты жениха и радуются этому.
На известной картине «Святочные гадания» К.Е. Маковского девушек много. Они гадают с помощью петуха, предлагая ему поклевать зернышки. Важно количество зерен: четное – год будет удачным на замужества, нечетное – счастья девушкам не увидеть. Другая девушка в задумчивости смотрит на расплавленный воде воск, понимая, что ее надежды не сбылись.
Рядом с озорницами задремала старуха, которая, скорее всего, должна была присматривать за ними. Наверное, ее волнует не столько будущее, сколько прошлое.
Картина красива и привлекает зрителей особым женским обаянием юных героинь и их верой в чудо.
Так же полны любопытства две героини картины Е. Солнцева «Гадание» (1844), предлагающие курице испить водицы и внимательно наблюдающие за ней. Ведь если курица будет пить много, жених попадется никудышный!
Часто юные гадальщицы звали к себе опытную женщину, которая могла бы сделать все правильно. Она вызывала нечистую силу и это было по-настоящему страшно. Именно такая сцена изображена на картинах Ю. Сергеева «Гадание на картах. Святки» и «У гадалки. Святки».
Кстати, церковь осуждала такие гадания, ведь это была попытка поговорить с нечистой силой. Но даже это не останавливало женского любопытства.
Иногда девушки сами надевали на себя маски и шкуры животных, чтобы отпугнуть нечистых духов, при этом узнав свою судьбу. В такие вечера хватало страха, у которого, как известно, глаза велики.
Именно такая сцена, где юная девушка сидит ни жива, ни мертва, изображена на картине художника Ю. Сергеева «Ночное гадание. Святки».
Гадания могли проходить и в более спокойной атмосфере. Девушкам нравилось погружаться в ночную мглу, зажигать свечи, загадывать свою мечту, разговаривать с подружками по душам. Именно такую сцены мы видим в картине С. Кодина «Святочное гадание».
А можно просто без утайки молиться высшим силам, чтобы тот, кто нравится тебе, обратил на тебя внимание и назвал своей невестой. Посмотрите на юную красавицу с картины Ю. Сергеева «Гадание на суженого. Святки», на которой она. обращаясь к старинной иконе, просит высшие силы помочь ей.
И другой вариант этой темы в творчестве Ю. Сергеева.
А это картина художника К. Васильева «Гадание» (1976), в которой автор показывает нам лицо своей прекрасной героини, полностью погруженной в атмосферу таинственности.
Девушки гадали не только с помощью свечей или воска. На картине А. Венецианова мы видим вполне прозаичное гадание на картах двух крестьянок. Молодые героини не лишены обаяния юности, но лица их сосредоточены. Здесь нет места мистическим тайнам, а больше стремления понять, что ждет их в будущем.
Как мы видим, тема святочных гаданий – одна из самых загадочных в русском искусстве. Пытаясь проникнуть в тайну будущей судьбы, девушки были готовы на многое. Но погружаясь во тьму крещенской ночи, они возвращались на утро к своей обычной жизни, надеясь, что Бог простит им эту невинную шалость.