Друзья, поставьте пожалуйста лайк этому посту и обязательно подпишитесь на мой канал! Очень вам благодарен!
Всем привет, уважаемые ценители Санкт-Петербурга и его архитектуры.
Как и обещал, выкладываю следующий пост, посвящённый ещё одному прекрасному дому, построенному в Большом Казачьем переулке.
Ещё несколько лет назад, фасад этого здания хоть и находился в неудовлетворительном состоянии, но всё ещё показывал свои прикрасы всем желающим.
Но пару лет назад фасад плотно закрыли зелёной сеткой. И смотрится он сегодня ужасающе. Когда начнётся реставрация - неизвестно.
Хорош ныть (мне), пора начать знакомство с домом. Из информационной таблички по-первых узнаём, что здание является объектом культурного наследия, правда регионального значения, а значит что реставрации ему не видать, как своих ушей. Во-вторых, нынешний дом был построен в период с 1905-го по 1908-й годы.
На угловом участке от Большого Казачьего переулка до Малого Казачьего построено несколько зданий.
Дом в зелёной сетке справа построен на интересующем нас участке.
Проездная арка во двор расположена со стороны Малого Казачьего переулка.
Главная парадная спрятана в угловой части со стороны Большого Казачьего.
А это вторая лицевая парадная лестница с того же Большого.
На фотографии, датированной 1970-ми годами можно в прямом смысле насладиться оригинальными оконными заполнениями, в частности балконными дверями с изящными переплётами.
Увы, ныне все оригинальные балконные двери уничтожены, а на их месте "красуются" современные стеклопакеты.
Изящные тонкие переплёты столярных рам вкупе с такими же балконными ограждениями являлись главенствующим украшением лицевого фасада.
Некто на уровне четвёртого этажа хотя бы попытался изобразить утраченные узоры.
Часть декора, спрятанного за сеткой в пространстве между окнами третьего и четвёртого этажей. Модерн-модерн!
Фасадный декор на уровне четвёртого этажа.
Стоило бы в определённое время привести в порядок оригинальные заполнения, а не ставить ЭТО!
Убранство пятого этажа.
Осмотрим основную часть фасада по Большому Казачьему переулку. Из его центральной части выделен широкий, в три окна, эркер.
Фасад первого этажа по всей площади оформлен рустованной штукатуркой под "грубый камень". Первый этаж от второго визуально отделён ионическим карнизом. Оконные проёмы первого этажа прямоугольной формы.
Фасад второго этажа рустован гладкой штукатуркой. Оконные проёмы второго этажа полуциркульные.
На уровне третьего этажа в простенках между окнами появились барельефные изображения цветов и растений.
Переведём взгляд на уровень четвёртого этажа. В простенках между окнами эркера обнаруживаются полуразрушенные маскароны.
Этот кадр датирован 1986-м годом.
На уровне пятого этажа эркер завершается широким балконом с модерновой балконной решёткой. Окна пятого этажа узкие, арочного типа.
Осталось осмотреть лепное убранство угловой части дома.
Необходимо упомянуть, что в угловой части дома, в помещении, до революции, предназначавшемся для торговли, располагается уникальный музей "разночинный Петербург". Если вы ещё не посещали этот музей, то очень рекомендую.
Оформление углового эркера такое же, как у рассматриваемого ранее.
Декор в виде камертонов или арф на уровне третьего этажа.
В эркере на уровне четвёртого этажа судя по всему сохранилось единственное оригинальное оконное заполнение.
Частая расстекловка и тонкие рамки между стёклами великолепны.
Окна арочного типа последнего пятого этажа.
Хочется показать всё, что расположено на фасаде, но нужно двигаться дальше.
Вид на главный корпус с высоты птичьего полёта. Фасад ещё не затянут сеткой.
Давайте пройдём во внутренний двор.
Там есть несколько интересных для нас артефактов.
Например сохранившиеся оригинальные оконные рамы, освещающие вторую парадную лестницу.
Фотография, сделанная ранним утром.
Вид из окона главной парадной лестницы.
Класс!
Пройдя на одну из служебных, читай чёрных лестниц можно увидеть великолепнейшие столярные рамы главной парадной лестницы.
Множество мелкой расстекловки.
Заполнение последнего пятого этажа.
Отсюда невозможно уйти. Хочется рассматривать и снимать ,снимать, снимать!
В третьей парадной, расположенной со стороны Малого Казачьего переулка так же обнаруживаются оригинальные рамы.
Рисунок готической направленности.
А это вид из парадной. Тишина, покой, созерцание.
Всё, на этом пора заканчивать уличную часть и приступать к изучению истории участка.
Уже в первой трети XVIII века на южном берегу реки Фонтанки возникают частные усадьбы. На плане 1738 года в рассматриваемом нами месте участок с лесным массивом принадлежал некоей Сулиме Эльваль.
Спустя 50 лет со дня основания Петербурга в 1753 году, отмечаем что интересующая нас территория уже была зарегулирована. Здесь, как-то обрывками, островками располагаются частные владения.
Ещё позже, спустя 45 лет, на плане 1798-го года, можем наблюдать уже почти сложившийся Казачий переулок.
В 1809 году владельцем участка указывается купчиха по фамилии Баймакова
Спустя ещё 13 лет, в 1822-м году уже не купчиха, а купец по фамилии Баймаков владеет исследуемым нами участком под номером 467.
1824
На плане 1828-го года участок был просторным от Кривого Казачьего переулка до набережной реки Фонтанки.
В справочнике за 1836-й год домовладельцем представляется некий купец Зайцов.
Спустя ещё 13 лет, в 1849-ом году участком владеют наследники купца Андрея Семёновича Зайцова.
Во время владения купеческим семейством Зайцовых главный 3-х этажный дом, выходящий свои фасадом в Кривой Казачий переулок выглядел следующим образом.
А этот дом, предполагаемый к постройке по нынешнему Малому Казачьему планировался быть построенным так же 3-х этажным.
Как минимум до второй половины 1850-х годов Зайце(о)вы были представлены хозяевам данного участка.
Как минимум с начала 1860-х годов очередным домовладельцем показывается некий Гречушкин.
В справочнике за 1868-й год Гречушкин Фёдор Иванович - купец 2-ой гильдии, проживающий в собственной дом в Казачьем переулке, в доме под номером 9.
Спустя ещё год, в 1869-м году, дом в собственности наследников Гречишникиных.
В средине 1875-го года очередным владельцем описан некий Соколов.
Из чертежа, датированного 1882-м годом узнаём что домом владеет жена потомственного почётного гражданина Марии Григорьевны Соколовой.
Мне не очень стало понятным, был ли построенным этот дом в натуре или только был предполагаемым к постройке. Обратите внимание на проездную арку во двор.
Хочу ещё раз напомнить вам вид этой самой арки со стороны нынешнего Малого Казачьего переулка.
Фасад главного дома со стороны современного Большого Казачьего.
В 1888-м году очередным домовладельцем указывается некий Травников.
В купеческой книга 1889-го года Василию Аверьяновичу исполнился 57-й год. Проживает он вместе с семьёй на бывшей Николаевской улице, ныне Марата. Содержит зонтичную торговлю в доме жительства.
Некоторое время спустя Василий Аверьянович скончается и хозяйкой участка 9 по Большому Казачьему переулку станет его суруга Наталья Петровна. Выдержка из справочника 1896-го года.
В справочнике за 1896-ой год Травниковых указывается двое. Мать и сын.
В купеческой книге всё того же 1896-го года сын Василия Аверьяновича - Пётр продолжает дело отца.
Годом позже участок будет продан группе лиц.
Василий Фёдорович Евстифеев служил управляющим казнённой железной дорогой. Какой именно?
Купец Епифанов Василий Иванович являлся директором общества "Дешёвый кредит", а так же владельцем 10-ти зданий!
Следующие совладельцы Парфёновы- купцы и братья Дмитрий и Фёдор Лаврентьевичи занимались колбасной торговлей.
Последний из представленных совладельцев участка -пожизненный член Ярославского благотворительного общества Фёдор Макарович Почкин.
Даже удалось обнаружить его портрет. Это большая удача. Великолепно!
С 1899-го года участки 9 и 11 находились во владении АЛександра Соломоновича фон Геймана.
Второй по важности перемен владелец данного участка с 1904-го года - домовладелец Фёдор Иванович Кривдин. Именно при нём старый дом будет снесён и построен новый. Тот, что мы можем наблюдать сегодня.
В справочнике за 1905-ый год Кривдиных указывается четверо - две женщины и двое мужчин. Например, Евгений Иванович был не только строительным подрядчиком, но и дворянином. Однако!
Заголовок чертежа новой постройки.
Фасад вновь построенного дома. Другого чертежа мне не удалось найти.
Самое главное - подпись архитектора Алексея Павловича Шильцова.
=====
Архитектор Алексей Павлович Шильцов родился в 1857 году в семье Павла Саввича Шильцова (годы жизни 1820-1893) - русского художника, академика Императорской Академии Художеств. Алексей Павлович являлся учеником Императорской Академии Художеств с 1879-го по 1889-й годы. 1 февраля 1885-го года Алексею павловичу присвоено звание неклассного художника, а 4 марта 1889 года - звание классного художника 3 степени. Алексей Павлович скончается в 1909-м году в возрасте 52 лет.
====
В период с 11-го по 20-е апреля 1905-го года в Санкт- Петербургскую городскую управу будет подано ходатайство о постройке 5-ти этажного каменного здания.
Современный вид построек на участке 9 по Большому и Малому Казачьему переулкам.
Фёдор Иванович расстанется с домом в 1907-ом году. предпоследним хозяином представляется граф Андрей Петрович Шувалов.
Портрет графа и полковника Шувалова Андрея Петровича.
Последним домовладельцем с 1915-го года являлся отставной генерал-майор Николай Андреевич Невельский.
С 1916-го года последними, крайними владельцами описаны наследники семейства Невельских.
В начале 20-го века в этом доме арендовал квартиру замечательный писатель Алексей Михайлович Ремизов.
В 1910-ом году он написал повесть «Крестовые сёстры», в которой очень точно описывает жизнь героев, проживавших именно в этом доме.
Также в этом доме в 1915-ом году и проживала и содержала свой модный салон знаменитая представительница Петербургской богемы - Паллада Олимповна Богданова-Бельская, переехавшая из дома 126 по набережной реки Фонтанки в это мрачное, грязное но весьма популярное место - район Казачьих бань, в дом под номером 9 по Большому Казачьему переулку.
В музее Анны Андреевны Ахматовой в Фонтанном доме есть множество упоминаний о дружбе этих двух женщин.
Изучив историю участка, переходим к последней части поста - осмотру главной парадной.
К сожалению, оригинальные двустворчатые двери не дожили до нашего времени.
Проходим в тамбур. Он круглой формы с большими нишами по краям.
Когда-то в них наверняка стояли ростовые скульптуры.
Чертёж парадной лестницы.
Круглый снимок, сделанный объективом "Рыбий глаз".
Двери ведут в общий вестибюль, который объединяет и служебную лестницу и парадную. Нас с вами интересует последняя.
Оригинальные двери, отделяющие тамбур от вестибюля.
Вид на двери ближе.
Массивный над дверями фриз включает в себя два вида карнизов: ионический и дентикульный, прозванные в народе "Яица и сухарики".
Стены парадного вестибюля по всей длине оформлены панелями.
В центре стеновой панели устроен декоративный вазон с цветами.
Вид настенного декора.
Яица и сухарики.
Межэтажные площадки оформлены богаче остальных. Дополнительный лоск придают сохранившиеся оригинальными оконные рамы с расстекловкой.
Парадная роскошь. Проёмы заняты матированными стёклами, в виду чего в парадную проливается уже рассеиваемый свет.
Вид назад, в сторону тамбура.
Следуем на верхние этажи.
Часть стенового декора.
НА квартирных площадках размещается по четыре квартиры.
Часть из этих квартир - коммунальные.
В верхней части дверей торцевых квартир сохранились оригинальные фрамуги с изящной расстекловкой.
Вероятно, закрашенные стёкла когда-то были прозрачными или вообще травлёными.
Над дверями боковых квартир расположены десюдепорты с лавровыми фестонами.
Общий вид на лестничный пролёт.
На оконные рамы не налюбоваться. Вкупе с остальным, довольно классическом лепным убранством создаётся единая визуализация места.
Даже не представить себе, как бы на их месте смотрелись обычные пластиковые рамы.
Поднимаемся выше.
Модерновые кованные лестничные ограждения.
Четыре квартиры на площадке со второго по четвёртый этажи.
Осталось осмотреть последний, пятый этаж.
Огромная стеновая панель.
Самый большой оконный проём.
Потолочная панель, зажатая по периметру падугами со множеством модульонов.
В центральной части потолочной панели расположена лепная розетка.
Когда-то из неё выглядывал металлический крюк для подвески люстры.
Общая визуализация верхней части парадной. Линии-то какие, линии.
Ионики, модульоны, рамки.
Ура! Пришла пора заканчивать этот сюжет.
Когда посещаешь такие волшебные места, уходить отсюда совсем не хочется. Я и вам советую посетить данное место, если вы живёте в петербурге или планируете его посетить.
Друзья, очень вас благодарю за внимание и желаю вам как можно больше и чаще посещать культурные места нашего любимого города.
Время для экскурсоводов сейчас не простое и конечно же моей экскурсионной работы почти совсем нет. Если вы желаете поддержать меня и мой канал финансово, то можете прислать любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков.
До новой встречи, Друзья!