Такие блокбастеры, как "Аватар", "Джон Уик", "Терминатор", обеспечивают захватывающие развлечения. Развлечения, которые заставляют вас сказать ВАУ.
Их экшн-сцены заставляют вас затаить дыхание и держаться за край кресла. Сцены в каждом фильме умело собраны вместе и различаются по исполнению, тону, темпу и жанру.
Но у них есть общая нить ДНК.
Если вы хотите написать историю, которая заинтересует только узкую нишу, и только небольшая часть аудитории ее поймет, и не только, но эта аудитория должна иметь докторскую степень по философии, то эта статья, возможно, не для вас.
Но если вы хотите, чтобы ваша история понравилась как можно более широкой аудитории, то что-то вроде RRR будет хорошим ориентиром.
Я не буду углубляться в сюжет или историю. Если вы еще не видели этот фильм, то побалуйте себя тремя часами захватывающего действия, которое начинается в первые пять минут фильма и не ослабевает до конца третьего часа. Действие неустанно. Эмоции и ставки высоки. И хотя я не понял многих культурных аспектов фильма, это не имеет значения.
Почему?
Я скажу вам.
Терминатор 2" вознес Джеймса Кэмерона в стратосферу режиссеров фильмов с большим зрелищем. Но если отбросить все эти взрывоопасные действия, разрушения больших грузовиков и взрывы огненных шаров на шоссе, что останется?
Я вам скажу.
Я вспомнил, как смотрел первый "Аватар". В то время никто еще не слышал о голубых существах На'ви. Когда я смотрел этот фильм через специальные 3D-очки, я чувствовал себя нереально. Меня охватило такое острое чувство удивления, что я почувствовал себя ребенком, выросшим в суровых песках пустыни и впервые увидевшим бабочку.
Я был в восторге.
Я вспомнил сцену, где синяя На'ви проливает слезу. Я видел, как эта слезинка парит в воздухе.
Плывет ко мне.
Я протянул руку, чтобы коснуться этой слезинки.
Никто не видел, как я коснулся пустого воздуха. Хорошо, что я смотрел в темноте вместе с остальными зрителями, каждый из которых был так же погружен в свои пузырьки удивления, как и я. Я чувствовал триумф от того, что наконец-то победил страшную и большую летающую ящерицу, подчинив ее своей воле, и был праведно возмущен тем, что люди развращают и эксплуатируют ресурсы планеты. Я кричал и орал (в своей голове), когда Джейк Салли проносился и парил над джунглями, как генетически измененная и удлиненная версия Голубого Тарзана.
Возникает вопрос.
Как Джеймс Кэмерон смог заставить меня сопереживать чему-то настолько чуждому?
Загляните еще дальше, до того, как он снял "Аватар".
Терминатор. Чужие 2. Или его главный фильм о потоплении корабля, принесший миллиардные прибыли, - "Титаник".
Отбросьте весь экшн, все экстравагантные визуальные эффекты, сотрите все это, и что у вас останется?
Я скажу вам.
Простые темы.
Простые.
Не глубокие и непонятные темы, обсуждаемые между учеными Витгенштейна в разреженном воздухе гостиной Оксфордского университета.
Но темы, которые итальянцы, британцы, китайцы, бразильцы, французы могут понять мгновенно и обсуждать в своих повседневных разговорах в своих версиях кафе в каждой соответствующей стране.
Темы, которые не зависят от культуры и языка.
Такие темы, как
Братство вечно. (RRR)
Если машина может пожертвовать собой ради мальчика, то, возможно, у человечества еще есть шанс. (ТЕРМИНАТОР 2)
Семья - это все. (АВАТАР - ПУТЬ ВОДЫ)
Эти темы выражают идеи, которые может понять каждый. А кино - это прекрасная среда для изучения простых идей, которые могут быть понятны каждому. Возможно, это самоочевидно, но урок для любого писателя, который хочет привлечь внимание широкой аудитории, следующий.
Будьте проще в своих темах.
Я бы добавил еще одно требование. Темы могут быть простыми, но ваши убеждения и философия по отношению к этим темам не могут быть циничными. Изгоните свой цинизм и позвольте ему гнить и погрязнуть в маленькой нишевой литературе. Когда речь идет о любом развлечении для массовой аудитории, вы должны полностью принять определенный набор убеждений. Вы должны верить, что семья - это все. Вы должны каждой частицей своей души верить в то, что братство вечно, если ваша история завязана на этой теме. Вся последовательность событий, происходящих в вашей истории, должна привести аудиторию к одному и только одному выводу.
Что надежда вечна. И неважно, насколько мрачным может стать все остальное, тьма никогда не победит этот маленький огонек света. С терпением и надеждой этот свет в конце концов станет ярче.
Что приводит меня к фильму "Аватар 2 - Путь воды".
Джеймс Кэмерон не привносит ничего нового, когда речь заходит о теме семьи. Но тогда он пишет для глобальной аудитории. А для глобальной аудитории нам просто необходимо напомнить самым убедительным образом, что значит быть семьей. Нас нужно сначала развлечь, прежде чем преподносить нам моральный урок. И если вы преуспеете в развлекательной части, вы не почувствуете, что вас накормили.
Фильм "Аватар 2" является новаторским по своему техническому мастерству и построению мира, но без простых и общепонятных тем, на которых строится история, он не сможет надолго удержать ваше внимание. Человеческий мозг устанет после двух часов непрерывной атаки на глаза и уши, а разуму не за что зацепиться.
Кэмерон использует визуальное зрелище и большие захватывающие декорации для передачи характера и эмоций. Следовательно, он не может полагаться на длинные монологи, которые прерывают действие. Ему приходится использовать короткие лаконичные фразы, чтобы передать тонну смысла.
Вот почему я считаю, что на этот раз фраза "Я вижу тебя" была гораздо более эффективной.
Она не только означает "Я люблю тебя", как подтекст, но и идет гораздо глубже. Оно означает принятие своего внутреннего и истинного "я". Это не просто поверхностное выражение любви. Это означает, что я наконец-то понял, кто ты, чего ты боишься, чего ты страшишься, твое истинное "я".
Я вижу тебя.
Это значит, что я с тобой до конца, в хорошие и плохие времена, ты можешь рассчитывать на меня.
Я вижу тебя.
Рассказывая свои истории, мы должны помнить, что если мы хотим, чтобы аудитория смотрела или читала и реагировала, а мы хотим, чтобы как можно больше людей читали, смотрели и реагировали, то хорошо бы черпать из колодца этих блокбастеров.
Всегда фокусируйтесь на темах, которые выходят за рамки языка и культуры.
Всегда будьте проще.
Всегда заканчивайте с Надеждой.
Ведь Надежда, как сказала Эмили Дикинсон, - это та штука с перьями, которая сидит в вашей душе.