Чем больше думаю о нашем народе, тем больше убеждаюсь, что мы приспособленцы. Помните, как на рубеже веков в тренде было ругать нашу страну и историю, а где тогда были истинные патриоты, которым противно это слышать? В большинстве своём - молчали, а то и поддакивали. Теперь тренд сменился - и далеко не все искренне либеральные космополиты своё мнение выражают вслух. Многие затаились, молчат или изредка уже робко поддакивают патриотам.
Отрадно видеть, что многие не молчат и не поддакивают, а искренне стоят за свою точку зрения: поддерживают благое дело, организуя сборы денег и доставку снаряжения в горячие точки - или последовательно противостоят происходящему (это тоже позиция, достойная уважения, хоть я с ней и не согласен категорически). Но многие осторожничают и пытаются угадать, кто победит, чтобы, подобно троим перебежчикам из рок-оперы "Король Иштван", присягнуть на верность победителю, вне зависимости от своих убеждений и взглядов. Так пацифист, потрясённый силой российской армии, начинает провозглашать лозунги в поддержку СВО, а патриот, вдруг уверовавший в неминуемую победу "коллективного Запада", начинает наш народ и армию ругать, надеясь заслужить "прощение" тех, кто придёт к власти в этом крайне нежелательном случае.
Мы молчим, не будучи уверены, что наша точка зрения победит, потому что не хотим проигрывать. Мы молчим, потому что не до конца уверены в своей точке зрения. Мы молчим. Просто потому что.
Не думаю, что это национальная черта - скорее всего, точно так же молчат и в других странах те, кто не согласен с популярной точкой зрения. Даже не скорее всего, а совершенно точно: в толерантной Европе помалкивают гомофобы, а в строгой мусульманской Саудовской Аравии - сторонники феминизма. Молчание - золото. Наглое меньшинство постоянно диктует нравственные ориентиры обществу, а большинство покорно делает вид, что разделяет их. Неважно, так ли это на самом деле.
Повторюсь, мне очень приятно, что многие открыто помогают фронту, не стесняясь говорят и пишут о поддержке спецоперации - и не менее отрадно, что многие открыто выступили против. Все эти люди честны и искренни. У них нет пути назад. Русский народ уже никогда не простит тех, кто предал его и поливает грязью Россию, равно как и западные элиты никогда не простят тех, кто посмел замахнуться на мышление, свободное от их влияния. Кто бы ни победил в противостоянии, приспособленцам придётся очень долго и трудно доказывать победителю свою лояльность; и удастся это не только лишь всем - немногим удастся.
Хотя если (как хотелось бы верить) победа будет за нами, то некоторых сбежавших простят. Они картинно раскаются, скажут, что многого не знали и не видели - а мы поверим. Не впервой. Это уж точно национальная черта - добрые мы слишком. Потому и огребаем часто - задиры доброту всегда за слабость принимают. С кулаками право быть добрым приходится отстаивать...
Но наше дело всё-таки правое.