Приветствуем вас, дорогие подписчики — на связи печники-ремесленники Захаровы, и сегодня мы всё-таки поговорим о печах, а к традициям и верованиям наших далеких предков — еще вернемся в наших следующих публикациях. Всё же хочется, чтобы наш канал оставался посвященным печкам, с которыми, так уж получилось, связали наши отцы и деды жизнь нашего рода.
Давно хотелось написать про то, как устраивали печи в землянках времен Великой Отечественной войны. Наверняка и вы слышали знаменитую песню про землянку из репертуара Леонида Утёсова, а потом и многих других исполнителей. Помните? «Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза. И поёт мне в землянке огонь про улыбку твою и глаза». Вы не поверите.
Каждый раз, когда звучит эта песня, кто-нибудь обязательно спрашивает — откуда в землянке взялась печка. А как вы думали? Как обходиться без отопления в земляной хижине — тем более, что большинство землянок находятся ниже уровня земли. Фактически, это ямы с крышей из подручных материалов — брёвен, сухих веток и дерна. Холодно. Особенно осенью и зимой, ведь в землянках солдаты Красной Армии жили не только летом.
Вопреки мнению многих, на передовой землянки не строили — там рыли окопы. Землянка — это всё же жилище тыловое, пусть и не особенно глубокого тыла. На освобожденных (или захваченных) территориях нередко разрушены здания и разместиться солдатам негде. Если планировалось задержаться на территории на продолжительное время, рыли землянки. Разумеется, обустраивали, как могли.
Часто роль печки выполняла небольшая буржуйка — настоящая железная печка, которую обычно размещали посередине хижины, чтобы можно было греться вокруг нее. Это только кажется, что таскать за собой печурку было тяжело. На самом деле, солдаты много чего несли с собой, и печка была лишь одним из предметов, необходимых для устройства лагеря.
Если же печки с собой не было, очаг строили непосредственно на месте. Самый примитивный — открытый костер посередине землянки. Жилище при этом топилось по-черному, на время топки (или готовки) откидывали брезентовый полог, служивший дверью, и дым уходил прямо на улицу. В костер клали камни — они накапливали тепло и могли остывать почти всю ночь. Когда камни нагревались, костер тушили, а полог закрывали.
Если жилище предназначалось для совсем длительного размещения, солдаты могли натаскать кирпичей с ближайших руин. В этом случае, можно было собрать и настоящую печку — особенно если в группе был рукастый мастер-каменщик, а то и печник. Вместо раствора, конечно, использовали глину или сырую землю. Дымоход мог быть сделан из того же кирпича (как у обычной печи) или из какой-нибудь трубы — лишь бы дым отводила.
Печурки помогали не только отапливать землянки, но и готовить — на горячих камнях грели припасы, варили каши, жарили мясо, если удавалось кого-нибудь поймать, или рыбу. Иногда устраивали и банный день — печурку натапливали по этому поводу особенно жарко, а на камни плескали водой. Немцев, к слову, очень удивляла привычка русских ходить в баню даже в полевых условиях.
Напишите в комментариях, если ваши бабушки и дедушки что-то рассказывали вам о фронтовых землянках. Вместе мы соберем множество интересных историй из жизни наших предков — получится настоящая энциклопедия русской жизни. С вами были печники Захаровы. Увидимся завтра!