Найти тему
Александр Майсурян

День в истории. Баку. "Ничего страшного не произошло"

Экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров как-то вспомнил этот день, 13 января 1990 года, в Баку, где он родился и вырос. «Тринадцатого января был чудесный день. Над морем висела радуга. Но именно в этот день начался погром. До санатория дошли слухи, что квартиры армян в Баку громят толпы убийц. В это невозможно было поверить. Геноцид?.. В Баку творились невероятные ужасы. Бандиты точно знали, где живут армяне. Хозяев грабили и убивали. Девушек насиловали и сжигали заживо. Сумгаит повторялся... Кого-то из окон выбрасывали... Точного количества жертв я не знаю, но, по имеющейся информации, около 120 человек погибло... Совершенно очевидно, что Баку прекратил своё существование как интернациональный город. А ведь в Баку до начала этих событий жило не меньше 250 тысяч армян...»
«Я и моя семья, — записал позднее г-н Каспаров в своём Твиттере, — сотни тысяч других вынуждены были в 1990-х годах бежать от погромов в Баку. Никогда не думайте, что злодеяния бывают только в далёком прошлом».
А вот другая цитата Гарри Каспарова, которая, в сопоставлении с первой, уже вызывает удивление (выделение моё): «Исторически в России одним из важных условий успешного проведения реформ являлось геополитическое поражение. Если это будет связано с потерей части территорий, которые принципиально не захотят жить по этим евроатлантическим правилам, ну что ж. Россия — большая страна. СССР распался,
_и ничего страшного не произошло_".

-2

"Погром в Баку". Картина, написанная в 1989 году

Так вы уж разберитесь, Гарри Кимович, сами с собой: или «ничего страшного», или «невероятные ужасы», изменившие судьбу четверти миллиона человек (на самом деле, конечно, гораздо больше, но мы сейчас говорим только о тех, за кого лично беспокоился г-н Каспаров).
Ну, хорошо, значит, теперь у г-на Каспарова на очереди — распад России. «Ничего страшного»... как и в прошлый раз. Однако трудно усомниться, что этот процесс, если он совершится, будет сопровождаться и резнёй, и вынужденным переселением миллионов людей. И что тогда скажет г-н Каспаров? «Невероятные ужасы!»? Или «Ничего страшного!»?
А со стороны это можно прокомментировать только одним образом, по русскому классику: «лёгкость в мыслях необыкновенная!».