Найти тему
Доктор на завалинке

Саратов - родина Газпрома

О том, что всё самое лучшее в мире сделано, рождено, училось, женилось или приземлилось в Саратове, я уже писала. Оставляю ссылку здесь:

Да-да, Саратов является не только родиной первого в мире Театра Юного Зрителя и первой провинциальной консерватории России, но и колыбелью Газпрома.

А началась история одной из крупнейших газовых компаний мира в 1906 году, когда в своем имении в 40 км от деревни Дергачи Саратовской губернии купец Мельников решил вырыть колодец. Из колодца вырвался ветер. Удивлённые рабочие стояли около столба из ветра, пока один из них задумчиво не закурил...

К счастью, никто не пострадал, взрыва не произошло, просто загорелся ветер из колодца. Ко второму счастью, сын купца учился в Рижском политехническом институте и был дома на каникулах. Он то и сообразил, что ветер из колодца есть ни что иное, как месторождение газа.

Ушлый саратовский купец быстро прикинул свою выгоду и на месте несостоявшегося колодца построил стекольный завод.Завод получил поэтическое название "Стеклогаз ", но нет, окна Фальконе на нём не выпускали.

После Великой Октябрьской революции молодому советскому государству нужны нефть и газ. Азербайджан отрезан от России. На Донбассе тоже неспокойно, поставки угля непостоянны, железная дорога работает с перебоями. Начинаются изыскания нефтегазовых месторождений в центральной части России.

И тут, рассказывая о развитии газовой отрасли в Саратове, нельзя не остановиться на удивительной судьбе Ивана Михайловича Губкина, родоначальника советской нефтегазовой отрасли.

Родился Иван в 1871 году в семье крестьянина во Владимирской губернии. Родители не понимали ценности образования, но маленький Ваня отличался такой тягой к знаниям, что бабушка уговорила отца отдать мальчика в школу. Единственный из пяти детей Губкиных, Иван смог получить образование. При этом восхищал учителей своими успехами в учёбе. Талантливого мальчика представили инспектору народных училищ, и он посодействовал поступлению Ивана в Учительскую семинарию с получением стипендии.

На последнем курсе Иван написал злую эпиграмму на ученика, поэтому диплом ему не дали, а выпустили со справкой. Так как во время учёбы государство платило студенту стипендию 6 р 50 коп, выпускник обязан был отработать 5 лет по распределению.

Ивану Михайловичу досталась работа школьного учителя в селе Карачарове, в том самом, где тридцать лет и три года сидел на печи Илья Муромец. В этом селе его поселяют в дом к местному священнику, а до учителя на постое у служителя церкви жил студент Горного института. Уезжая, квартирант оставил книги, которые попали в руки Губкина. Молодой учитель зачитал учебники до дыр, и буквально, заболел идеей стать геологом.

Отработав положенный срок, он едет в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Горный институт, но ему отказывают, так как он относится к подлому крестьянскому сословию, а инженером тогда мог стать человек благородного или среднего чина, или окончивший лицей для этих групп лиц.

Губкин не мог не оскорбиться таким положением дел. В пику системе, он вступает в рабочее революционное движение, где, печатая и распространяя листовки, знакомится с Иосифом Джугашвили.

При этом Губкин не оставляет свою мечту стать геологом. В 32 года он вместе с 17-и и 18-летними юношами сдаёт экзамены в Царскосельский Лицей, что бы получить документ, позволяющий поступить в Горный институт. И наконец-то, таким кривым путём, в 1911 году, в возрасте 40 лет, он, наконец-то получает диплом горного инженера, причём оканчивает институт с отличием и имя его высекается на памятной доске, куда заносятся все краснодипломники.

До революции проводит изыскания нефти и газа на Черноморском побережье Российской империи, а после свержения царя, благодаря знакомству со Сталиным, назначается руководителем "Главсланца", так тогда назывался комитет , руководящий добычей нефти и газа в нашей стране.

Итак, идёт гражданская война. Молодому советскому государству нужно топливо. И добывать его надо в центральной части России, подальше от пылающих границ.

И. М. Губкин, академик, ректор Московского горного института
И. М. Губкин, академик, ректор Московского горного института

Губкин едет с экспедицией на Урал и в Поволжье. Собирая информацию, узнает о стекольном заводе Мельникова. Более того, в руки попадают многочисленные свидетельства о том, что в подвалах Саратова люди теряют сознание, и что часты взрывы при попытке зажечь свечу в таких подвалах. Губкин приезжает в Саратов, помимо архивных, проводит геологические изыскания и докладывает Сталину : " Саратов - второе Баку! Газ есть! "

Первую газовую скважину начали бурить в селе Елшанка под Саратовом (сейчас это окраина города) 28 октября 1941 года . Неожиданно из скважины хлынул фонтан, окатив ледяной водой всех буровиков. Оказалось, что саратовский газ находится под водоносным слоем. После воды забила газовая струя. Главный инженер Енгузаров набрал бутылку газа и пешком, в мокрой одежде, пошёл в Саратов, в университет. Там, на кафедре геологии сделали анализ и подтвердили - метан! Прекрасный высококалорийный метан!

Эта скважина в документах называется "Елшанская N 1", а саратовские газовики зовут её ласково "бабушка".

1942 год. Фашисты рвутся к Волге, к Азербайджану, им надо захватить нефтеносные месторождения страны. Московские, ленинградские заводы, заводы оккупированных территорий эвакуируются в Саратов, Самару, Уфу.

Саратовская железнодорожная ветка проходит через Елшанку. На поездах привозятся станки и люди, сгружаются в чистом поле. Тут же, в поле рабочие встают у станков и начинают делать снаряды. Вокруг станков возводятся стены, вырастают цеха. Для обогрева, освещения, работы станков нужна энергия. От "бабушки" тянутся трубы во вновь построенные цеха. Тут же, рядом происходит бурение Елшанской скважины N 2. Техники не хватает. Канавы под трубопровод в роют школьники, студенты, пожилые женщины. До Саратова долетают немецкие самолёты, бомбят, поливают автоматными очередями. Сварные работы ночами идут под светозащитными колпаками.

От Елшанских газовых скважин протягивают трубы в Саратов, к саратовским оборонным заводам. Попутно газифицируют и жилые дома.

То есть мой Саратов стал первым газифицированным городом Советского Союза! Вдумайтесь, Москву топили дровами и углем, а в саратовских домах уже был газ!

Война продолжается, но жизнь продолжается тоже. И саратовский газ проводится в столицу. Газопровод длиной 843 км, протянувшийся через 85 оврагов, 16 железных дорог, 12 шоссейных дорог, 22 населенных пункта,4 реки, был собран из труб, привезённых с азербайджанских нефтяных месторождений и уложен в траншеи, вырытые руками заключённых, женщин и детей.

В 1945 году саратовский газ пришёл в Москву. Был создан "Мосэнерго", задачей которого было не только провести газ в столичные квартиры, но и научить жильцов пользоваться взрывоопасным газом.

В 1989 году министр газовой промышленности Виктор Черномырдин объединил все газовые структуры страны в единый концерн " Газпром ", а в 1994 году " Газпром" был приватизирован. Мечты сбываются...

А на кухне синим цветком горит газ. Саратовский газ.
А на кухне синим цветком горит газ. Саратовский газ.

А у вас есть акции "Газпрома"? Помнится, где-то в старых чемоданах валяются выменянные мамой на ваучеры акции " Нефть- Алмаз-Инвест".