Найти в Дзене
Ник. Бельков

Он все таки, выжил

После революции 1917 года, как не парадоксально, но почему-то сильным гонениям большевиков подвернулась церковь и Великий праздник Рождества Христова. В городе Брянске местные комсомольцы в одну из ночей перед Великим праздником вскрыли церковь и проникли на колокольню.

Рождество во дворе

Они умыкнули церковный инвентарь, сняв языки у колоколов, после чего унесли все это в лес, где и сожгли то, что можно было сжечь. Люди в сильном негодовании клеймили комсомольцев, как бандитскую и хулиганскую организацию.

Это одно из секретных донесений ОГПУ для партийного руководства. Уже в 1922 году в первый день Рождества на площадях и улицах многих российских городов были устроены карнавалы и факельные шествия с музыкой и песнями антирелигиозного толка.

А в Царицыне, нынче Волгограде, шумное антирелигиозное торжество прошло дважды, по старому и по новому стилю, в декабре в виде карнавала, а в январе в виде спектакля по присланной сверху пьесе, где комсомольцы насмехались над православными праздниками. В Тамбове во время антирелигиозного богослужения, в виде фарса, пародировались действия священнослужителей всех религий.

В дни комсомольских антицерковных кампаний на улицах городов часто звучали антирелигиозные песни на слова Демьяна Бедного. Демонстрация против Рождества в один из двадцатых годов прошла мирно, если можно так было назвать, когда в Екатеринбурге у Златоустовской церкви комсомольцы все же подрались с верующими. В целом это не нарушило привычную атмосферу праздничной повседневности.

А антирелигиозное молодежное веселье на улицах городов, у части населения даже усилило приподнятое настроение. Шествия комсомольцев напоминали традиционные русские Святки, также имевшие карнавальную основу и элементы кощунственного смеха, восходящего еще к языческим временам.

Благополучно завершившаяся кампания дала право комсомолу продолжить свою антирелигиозную деятельность. Было приняло решение о принятии постановления об установлении 7 января днем свержения богов и ежегодном проведении его в СССР. Но партия большевиков придерживалась иного мнения, боясь людского возмущения, считала все нужно делать постепенно.

Антирелигиозная комиссия при ЦК пришла к выводу о необходимости воздержаться от шумных шествий и карнавалов и придать антирелигиозной работе более серьезный характер. Крупные церковные праздники и прежде всего Рождество, считавшиеся по советскому календарю нерабочими днями, стали отмечаться, если не официально, во всяком случае, публично.

-2

Рождественские шествия

Более того, в Петрограде, например, руководство города определяло место проведения рождественских гуляний. В это же время в Ярославле возникла идея отмечать вместо праздника Вознесения, день Интернационала, а в Духов день, годовщину расстрела рабочих в 1918 году, в Преображение устраивать торжества по поводу ликвидации белогвардейского мятежа в городе, а Успение объявить днем пролетарской диктатуры.

В 1924 году днем отдыха уже перестал считаться праздник Воздвижения, а в 1925-м Крещения и Благовещения. Одновременно пока не отмененное Рождество в середине 1920-х годов отмечали практически все горожане, независимо от социального положения. В 1929 году в связи с реформой рабочей недели, большевики изменили уже ставший привычным григорианский календарь.

В СССР вместо семидневной недели появилась непрерывная рабочая неделя, прозванная в просторечии непрерывкой. Сначала это была пятидневка, когда рабочие четыре дня трудились, на пятый день, отдыхали и выходной был скользящим. Внутри одного предприятия получалось, что четыре пятых всего персонала постоянно находились на работе.

Это позволяло не прерывать производственный процесс. Внешне количество выходных у населения увеличилось, но это произошло отчасти из-за сокращения праздников, в первую очередь религиозных. Кроме того, нарушался ритм внутрисемейного досуга, исчезали привычные встречи с друзьями.

Собираться вместе становилось все труднее. Обязательно кому-нибудь на другой день приходилось работать. Все религиозные торжества исчезли из советского пространства. Первый удар был нанесен именно по Рождеству, когда газета Правда писала, что непрерывный рабочий год и пятидневная рабочая неделя не оставляют больше места для религиозных праздников и рождественские дни являются обычными трудовыми рабочими днями.

Под запретом оказалась и елка, когда массированная антирелигиозная пропаганда обрушилась в первую очередь на детей. В детских газетах и журналах с 1930 года систематически печатались антирелигиозные, произведения, где велась борьба с елками.

В 1931 году один детский журнал опубликовал стихотворение «Не позволим», где были такие строки: Не позволим мы рубить, Молодую елку, Не дадим леса губить, Вырубать без толку. Только тот, кто друг попов, Елку праздновать готов. Мы с тобой, враги попам, Рождества не надо нам.

А Новогоднюю елку ставили тайно и окна занавешивали одеялами, чтобы никто не видел, так как её ставить было строжайше запрещено. Сложнее всего приходилось людям, жившим в коммунальных квартирах, где если и устраивали елку для детей, то старательно запрятывали ее, чтобы ни соседи, ни управдом ее не заметили.

Боялись доносов, что праздновали церковные праздники. Но они возвратились, чтобы поддержать ощущение благополучия жизни в СССР. После 1930 года идеологические структуры предали забвению связь елки с религиозными праздниками.

Перед 1935 годом в газете Правда появилась статья с призывом организовать к новому году детям хорошую елку, ведь школы, детские ясли, пионерские клубы, дворцы пионеров лишаются этого прекрасного удовольствия для ребятишек трудящихся советской страны.

-3

а мы отмечаем Рождество

Комсомольцы и работники, кто работает с пионерами, должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах, везде должна быть детская елка.

После принятия Конституции 1936 года, предоставившей духовенству избирательные права наравне с остальным населением, появилась надежда, что повседневная религиозность обретет признак реальности.

Люди стали вновь публично исполнять религиозные обряды, приток верующих в церкви в дни крупных православных праздников, значительно стал расти, особенно в канун Рождества.

Власть вновь заняла нейтральную позицию по отношению к религиозным праздникам. Представители государства все же не принимали участия в церковных торжествах, не было и официальных рождественских гуляний. Но елки ставить в Новый год становилось советской традицией. Полное объявление статуса Нового года днем отдыха, произошло после Великой Отечественной войны.

Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.