К северу от Екатеринбурга на расстоянии 125 километров находится Нижний Тагил, второй по величине город на Среднем Урале. Имя свое город получил от реки Тагил, в нижнем течении которой, он и расположен. Летоисчисление свое город ведет с 1722 года, когда указом Петра 1 посланные тульские кузнецы Никита и Акинфий Демидовы, построили свои первые заводы у подножья горы Высокой. С тех пор тайны и загадки окружают город, как на земле, так и под землей, и многие из них до сих пор остаются не разгаданными.
Вот об одной из них я и хочу вам рассказать в этой статье. Это тайна семьи Худояровых.
Династия нижнетагильских крепостных мастеров, иконописцев, живописцев, подаривших людям особое направление в искусстве – уникальную лаковую живопись по металлу. основатель лакового промысла в семье Андрей Степанович Худояров - (1722 - 1804), владевший тайной «хрустального лака», создал мастерскую по росписи железных изделий. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла. Распространенной была изображающая цветы роспись с букетными композициями на красном, зеленом, синем или черном фоне.
В центр часто помещали «розан» – фантазийный цветок, прототипом которого стал местный шиповник. В первой половине XIX века популярной стала сюжетная роспись.
Темы для нее брались с печатных гравюр, которыми заводовладелец Никита Демидов снабжал школу живописи, , работавшую в Нижнем Тагиле с 1806 по 1820 год. При этом перед художником стоял целый ряд задач: списать изображение в плоскость, заданную формой подноса, найти соответствующие пропорции, по-своему решить цветовую гамму, поскольку гравюры были черно-белые. Кроме этого, роспись дополнялась богатым золотым орнаментом, придававшим изделию особую нарядность. Павел Петрович Бажов, удивляясь красоте тагильских подносов, этой «сказке на металле», писал о ней: «А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка, либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом ее не берет».
Действительно, худояровский лак получил название хрустального за свою необычную прозрачность и прочность. Секрет его изготовления хранился в семье и был утрачен в конце XIX века, да так, что и по сей день никто эту утрату не может восполнить. Хотя время от времени и появляется сенсация об очередном его открытии, но как говорится: «Хорош Федот, да не тот»,
Зато можно посмотреть на уникальные образцы этого красивого творчества в музеях нашего города.
Приезжайте, кто хочет посмотреть на красоты старины и не только; современная роспись не менее красива.