Перелет из одного города в другой занимал два часа. Удобно устроившись в кресле самолета, я собиралась отдохнуть. Выдался день не из легких. И за короткий перелет можно было немного поспать. Закрыв глаза, я погрузилась в свои мысли. Вдруг услышала возмущенный женский голос: "Женщина: Вы куда сели? Это место моё. Какое Ваше? ".
Я открыла глаза. Женщина стояла, держась за кресло, которое было впереди меня на один ряд. Леди с культурной внешностью, возраста семидесяти с хвостиком, красивая и статная, с греческими чертами лица, гладко зачесанными и собранными в пучок седыми волосами, растерянно доставала билет из сумочки: "У меня 15 ряд, я же помню." Она заметно нервничала. Стюардесса показала рукой на место рядом со мной. Женщина взглянула на меня и села рядом.
- Добрый вечер! Какая у меня симпатичная попутчица! - женщина сделала мне комплимент, улыбнулась и начала пристегивать ремень. Меня Вера Семеновна зовут.
- Добрый! Очень приятно, Вера Семеновна. А меня Таша. Спасибо за комплимент. Вы тоже очень красивая женщина.
- Куда летим?
- К сестре и тете.
- Тёте сколько лет?
- Семьдесят шесть.
- Почти как и мне. Я чуть помоложе. Семьдесят три. Она вытащила зеркальце из сумочки, посмотрелась в него и поправила прическу.
Пассажиры заняли свои места. Самолет приготовился к взлету. Взлетев и набрав высоту, стюардессы начали разносить напитки. К нам подъехала тележка с напитками. Одна из стюардесс спросила, что мы будем пить. Я попросила кофе, а женщина чай. Разложив столик перед собой, Вера Семеновна выложила из сумочки какие-то сладости: конфетки, печенюшки, шоколадки...
- Угощайтесь, - вежливо предложила она.
- Спасибо, я не хочу. Меня сейчас родственники будут встречать. Наверное, приготовили целый стол. Неудобно будет просто так сидеть и смотреть на все эти яства. И даже не попробовать. А если сладкое съем, то точно не захочу потом есть.
- Значит, к родственникам в гости - спросила она.
- Да, они у меня гостеприимные люди, хлебосольные, любят принимать гостей. Всегда большие столы.
- А я вот в родной город к своей близкой подруге еду.
- Давно не виделись?
- Поди, лет пять не приезжала. Соскучилась очень. В Израиле живу. Редко удается повидать всех подруг. Одна в Питере живет, целую неделю у нее гостила, а сейчас к другой подруге лечу. Кто знает, может, последний раз видимся. Они ж пенсионерки, денег таких нет. А я тоже не могу так часто летать. Да и старые мы уже. Все в жизни может быть….Она задумчиво, с горечью в глазах посмотрела на стакан с чаем...
- Хорошо, что есть хоть такая возможность видеться. Давно переехали?
- Десять лет назад.
- Вера Семеновна, как Вас дети отпустили такую жену, маму и бабушку и так надолго?
- А у меня нет никого. Я одна.
- Извините. Почему-то подумала: Простите, ради Бога. Мне и действительно показалось, что у такой интересной коммуникабельной женщины есть и муж, и дети, и внуки. И коты с собаками.
- Все было. У женщины заблестели глаза от слез. Был муж. Он умер двенадцать лет назад. И был сын, внуки. Кошка была…
Женщина замолчала и уставилась в иллюминатор, будто хотела что-то там рассмотреть...
- Господи, что, тоже умер? Простите, я не хотела.
- Надеюсь, что нет. - Она взяла стакан с чаем и сделала глоток. - В горле пересохло. Извините. Она закрыла руками глаза, помолчала минуты две и сказала:
- Для меня его нет.
- Простите, простите, - мне было очень неудобно, я решила, что надо прекратить этот разговор. - Я скачала художественный фильм на планшет. Вот, возьмите, у меня есть дополнительные новые наушники. Говорят, что очень интересный. Не хотите его посмотреть со мной?
Только я хотела включить фильм на планшете и так отвлечься, как Вера Семеновна продолжила свой рассказ:
- Когда умер муж, меня дети начали уговаривать продать свою трехкомнатную квартиру. Сыну нужны были деньги на бизнес. Тогда он только женился, и у него родились двое прекрасных мальчиков. Я была так рада за него. Мы с мужем подарили сыну двухкомнатную квартиру. Муж тогда очень неплохо зарабатывал. Он был профессором в институте с достаточно большим количеством опубликованных научных трудов…
У сына не получалось работать наемным работником. Менял работу чуть ли не каждые полгода. Брал кредиты. Гасить их не получалось. Брал еще и пытался так образом закрывать предыдущие. Я помогала, чем могла. И вот ему друг предложил бизнес. Тогда он, окрыленный новыми идеями, пришел ко мне, уговорил. Я согласилась на продажу своей квартиры.
Я решила не переспрашивать и не перебивать Веру Семеновну. Наверное, она хотела выговориться. Похоже, что сказать это своим знакомым и подругам она не могла.
Вера Семеновна продолжала рассказывать свою историю:
- Они с его женой обещали мне оплачивать аренду квартиры пока. А через год планировали купить мне жилье. Квартиру продали быстро. Мне сняли номер в гостинице рядом с их домом, чтобы не торопиться и спокойно подыскать съемное жилье.
Три месяца я проживала в гостинице. Сын оплачивал номер, а на четвертый месяц пропал и не брал трубку телефона. И отель не оплачивал. После неоплаты номера мне пришлось выехать из гостиницы. А поскольку мебель и крупногабаритные вещи из дома забрал сын, то я выехала быстро. Покидав всю свою одежду в чемодан, пришла к сыну домой. Открыла моя невестка. Но она даже на порог меня не пустила. Сказала, что сына нет дома, а она ничего не знает и сейчас занята, закрыв перед моим носом входную дверь.
Достав телефон, я стала набирать номер сына. Трубку никто не брал, а за дверью квартиры раздался звонок...Поняв, что он дома, но не хочет разговаривать со мной, я ушла. Подруга приютила меня тогда. Вот как раз к ней и лечу сейчас.
Я сидела и слушала молча эту историю. Чувствовалось, как тяжело и больно было этой женщине говорить об этом…
- Вера Семеновна, может, чайку попросим? Не хотите? И печенюшки были бы сейчас Ваши кстати.
- Ааа! Давайте, Таточка! Давайте! - обрадовалась Вера Семёновна. С удовольствием! И позвала стюардессу, попросила принести нам чай. Затем она продолжила:
-У подруги я прожила около года. За мной так никто не приехал и никто меня не искал. Потом приезжала еще пару раз к сыну домой, но мне даже дверь никто не открыл. Я перестала ему звонить. У меня хорошие друзья в Израиле. Они предложили переехать туда и свою помощь. А поскольку я еврейка, к тому же терять мне было нечего, согласилась и переехала. Хоть и было мне очень сложно по возрасту, но освоилась, осилила иврит. Во всем остальном помогли друзья, как и обещали. У меня появилась своя квартира, пусть и небольшая, льготы, социальные выплаты. Вот даже сюда, в Россию, приезжаю.
- Это хорошо, Вера Семеновна, что у Вас такие хорошие друзья и подруги, которые не бросили в беде.
- Еще не все.
- Вы что?
- Да, да. Ко мне ведь туда сын приезжал. Он узнал от моих знакомых, где я живу, что уехала в Израиль. И заявился. Честно не ожидала, что он приедет, но все равно была рада его видеть. Думала, что к матери приехал мириться и просить прощения. Ноо! Нет! Не тут-то было. Он приехал опять денег просить. Сказал, что жена иначе с ним разведётся. Я тогда не знала, как реагировать на это все? Попросила его уйти. Представляете, Таточка! - она говорила, а голос ее дрожал, слезы лились по щекам и капали на сумочку, которая лежала на ее коленях. - Он схватил меня за шею и начал душить. Кричал, что если не дам денег, то он все равно их получит, но только уже как наследство, когда я умру.
Соседи услышали мой крик и вызвали полицию. Его выдворили из страны. Теперь он не сможет причинить мне вред. Я смогу дожить свою жизнь спокойно. Никто больше не причинит мне боль. Хотя мне и так больно, Таточка. Больно каждый день. Больно каждый час и каждую секунду...
Она замолчала и вытерла слезы…. Так жаль эту милую женщину. Когда она рассказывала, было слышно, как сильно стучит ее сердце и плачет душа…
- Вера Семеновна. Мне очень жаль.
- Спасибо, Таточка! Спасибо! Что были сегодня моим "случайным психологом", выслушали. Это заноза в сердце... Как хроническая и непроходящая боль...
- Я думаю, что Ваш сын сегодня сильно раскаивается. А Ваши внуки, когда вырастут, то приедут к бабушке и будут любить бабулю за папу и за себя. И уважать. Во всяком случае, я Вам искренне этого желаю.
- Спасибо, Таточка!
Тут объявили, что самолет приступил к снижению. Вера Семеновна засуетилась, убрала перед собой столик, сложила аккуратно, дрожащими руками в пакетик обертки от конфет и печенья. Тяжело дыша, она сидела молча, закрыв глаза.
Я не знаю, помогла ли эта беседа женщине, но надеюсь, что наша встреча была не случайна. Хотелось бы, чтобы в жизни Веры Семёновны появился этот лучик надежды...
***
Синдром случайного попутчика, когда знакомишься в самолете или поезде, делишься с незнакомыми людьми самым сокровенным, характерен многим людям. Попутчик выслушает и вряд ли осудит.
Порой от попутчиков можно почерпнуть такую мудрость, которую невозможно найти в книгах или где-либо. Я давно не верю в случайности. Их просто не бывает!
***
Спасибо, что дочитали до конца): Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог.
Пусть Ангел Хранитель оберегает вас от всех бед и невзгод!
Ваша Таша Тоневская
Copyright: Таша Тоневская, 2023
Свидетельство о публикации №223011501276