Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Страта" Терри Пратчетта - прелюдия к "Плоскому миру"

Обещания надо выполнять. Говорят, полезно — не отягощает карму, или астральное тело, или что-то такое. В общем, сказано — сделано. Недавно я обещал написать про ранний роман создателя знаменитого Плоского Мира, сэра Теренса Дэвида Джона Пратчетта, в миру более известного как Терри Пратчетт. Роман этот называется «Страта», и очень интересен сразу по нескольким причинам.

Прежде всего, надо отметить, что Пратчетт написал его еще до того, как Плоский Мир сделал его одним из самых коммерчески успешных и знаменитых писателей мира. По его собственному признанию, Пратчетт написал его буквально «от нечего делать», после работы (а места работы он тогда менял, словно перчатки). Конечно, хороший писатель почти всегда получает удовольствие (читай — развлекается) во время работы над очередным произведением, но в случае со «Стратой» это особенно заметно, правда, только при условии, что вы хорошо разбираетесь в фантастике.

Иногда этот роман называют «прелюдией к Плоскому Миру», и в этом есть доля истины — хотя бы потому, что именно в «Страте» впервые появляется мир в форме гигантского диска, правда пока еще без гигантской черепахи (А’Туин, мое почтение!), зато явно искусственного происхождения, выстроенный неведомой цивилизацией. И вот тут мы подходим к первому, так сказать, шуточному слою в романе (кстати, забавный факт: я прочитал немало отзывов на роман, но почти никто из критиков этого не заметил): «Страта» - это прямая пародия на «Мир-Кольцо» Ларри Нивена! Даже некоторые персонажи имеют прототипов. Например, медведеобразная Сильвия из расы Шанда — явная отсылка к кзину по имени «Говорящий-с-животными» из книги Нивена. Есть и другие, но перечислять не стану, чтобы не портить удовольствие тем, кто еще не читал.

-2

Если копнуть чуть глубже, то весь роман можно рассматривать как комплексное издевательство над псевдонаукой и исторической конспирологией. Главная героиня романа Кин Арад работает в могущественной Компании, которая занимается созданием планет, причем в процессе постройки с использованием «пласт-машин», доставшихся от вымершей древней расы Веретенников, Компания сразу же создает и поддельную геологическую летопись — с геологическими пластами, окаменелостями и всем остальным. Так сказать, «новая креационисткая хронология», воплощенная в практической технологии.

Постепенно читатель понимает, что Земля во вселенной Арад — это не наша Земля, а какой-то альтернативный мир, в котором викинги договорились когда-то с индейцами и спустя несколько сотен лет после Лейфа Эйриксона колонизировали Европу (а не наоборот), а авраамические религии так и никогда и не возникли.

Зато искуственный Плоский Мир, напротив, полностью повторяет знакомую нам с вами по школьной программе историю, с небольшой поправкой на существование синтезированных в чанах Строителей демонов, эльфов, драконов и Птицы Рок (ну или Рух, кому как привычнее называть). Вот только машинерия и управляющие компьютеры Плоского Мира постепенно пошли в разнос в силу своей древности, и миру грозит смертельная опасность. Кин Арад — единственная, кто может спасти его…

-3

Не берусь утверждать, что идея будущего Плоского Мира уже зародилась у Пратчетта на момент написания «Страты». Тем более в конце он недвусмысленно замыкает историю в кольцо, а точнее — в ленту Мёбиуса, связывая Плоский Мир романа, управляющие им компьютеры и Кин Арад с той Землей, на которой живем мы с вами. Ведь Вселенной на самом деле всего лишь семьдесят тысяч лет, а все наши наблюдения и научные выводы о многомиллиардной историей — всего лишь результат розыгрыша Строителей чуть более высокого уровня, а мы все - потомки жителей Страты )

И черт с ними, со спойлерами — Пратчетт пишет так сочно, что читать можно, даже совершенно точно зная, чем все закончится )

А мне, наверное, надо, наконец, написать что-нибудь и о его «классическом» Плоском Мире — немало книг из этого цикла числятся у меня в любимых. Как полагаете?