Не так давно я начала рассказ о том, как летела из Владивостока в Калининград. К сожалению или к счастью, статья получалась очень большой, и я решила разбить её на две части. В первой части я показала запечатлённые на фото просторы Приморского и Хабаровского края, Амурской области. Сегодня я предлагаю продолжить созерцать Россию с высоты самолёта.
И вот Амурская область оказалась позади, а мы уже пролетали над Якутией. Под нами — величественные горы Станового хребта. Вообще, удивительно: когда взбираешься на гору и постепенно начинаешь видеть с высоты окружающие тебя просторы, начинает казаться, что ты уже находишься чрезвычайно высоко, выше — только космос. Но когда смотришь на горы с высоты полёта самолёта, понимаешь, что все эти грандиозные вершины — лишь мелкие складки на теле Земли...
Реки Якутии:
Это место на спутниковой карте я нашла случайно, пока «двигалась» вдоль маршрута, по которому летел самолёт. Названия этих небольших речек так и остались для меня загадкой. Наиболее длинная из них обозначена как Кабакта (если это так, то по территории Якутии протекает две реки с таким названием). А в правом нижнем углу, похоже, находится древний кратер.
На фото ниже запечатлён второй по величине город Якутии — Нерюнгри, расположенный на правом берегу реки Чульман. А на левом берегу реки виден заснеженный Нерюнгринский угольный разрез — одно из крупнейших в России месторождений коксующегося угля. Название города происходит от эвенкийского Нерунӈа, что переводится как «Хариусная река».
На фото ниже изображена река Токко. Особенно очаровывают эти заснеженные скалы, освещённые солнцем.
Токко впадает в реку Чара, которая изображена на следующих фото. На левобережье реки находится единственное в мире месторождение полудрагоценного камня чароит.
В бассейне Чары разрабатываются месторождения железной руды, каменного угля, золота и меди.
Довелось мне также запечатлеть с борта самолёта великую сибирскую реку Лена. С левого борта оставались просторы Иркутской области.
Лена является самой крупной российской рекой, чей бассейн целиком лежит в пределах страны. Ещё это крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты.
А дальше нас застигла плотная облачность, под которой почти ничего не было видно. Под плотным облачным одеялом остался Красноярский край и долгожданный Енисей. В следующий раз я взяла в руки фотоаппарат, когда мы оказались у границы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ниже — река Таз. Через реку проходят автозимники (дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре) из Игарки и Норильска в Новый Уренгой. На небольшом участке река является границей между округом и Красноярским краем.
Протока Хамбияха:
Это устье реки Надым. В переводе с ненецкого «неидэм» означает «топи, болотистая местность». Мы максимально приблизились к Северному полярному кругу, небо на севере было окрашено в малиновый цвет. Сверху видна часть Обской губы, самого крупного залива Карского моря.
Река Ярудей:
На фото ниже представлена ещё одна из крупнейших рек в мире — река Обь.
По одной из версий название реки происходит от иранского *ап «вода». Согласно этой теории такое название полноводной реке могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири с раннебронзового века по средневековье.
Дальше нам предстояло увидеть Приполярный Урал, но по закону подлости там снова были облака. Мы пересекли Урал и покинули Сибирь. Лететь оставалось совсем немного.
Мы оказались над республикой Коми. Как всегда, проще всего было определить субъект РФ по излучинам рек, которые удалось сфотографировать в полёте.
Река Печора:
Левый приток Печоры — река Лемъю:
Ижма — ещё один приток Печоры:
Существует версия о связи названия реки с вымершим языком, в котором ежма (и ижма) означали просто — «река, приток».
Вблизи устья Ижмы когда-то была серия предметов XI—XII веков: железный топор с широким симметричным лезвием, наконечник копья, наконечники стрел, кресало с бронзовой рукоятью, принадлежавших, предположительно, новгородским сборщикам дани.
Самолёт стремительно преодолевал пространство европейских субъектов России и приближался к Москве. Наверное, на этом участке не было головокружительных видов в связи с облачностью, дымкой и т.п.
В Москве нас ожидала очередная долгая пересадка, и в Калининград мы вернулись уже поздним вечером. Почти весь полёт было темно. Если где-то и встречались огоньки, то на фото они получались очень невнятными...
По итогам двух частей этой длинной статьи, хочу сказать, что пока я перебирала фотографии и сличала их с картой, мне показалось, что я совершила этот потрясающий перелёт ещё раз. Причём в этот раз он получился более осмысленным, ведь именно сейчас у меня была возможность увидеть наименования географических объектов; изучить, чем они знамениты; оценить, в какой климатической зоне они находятся. И лишь сейчас ко мне пришло понимание, какую значительную часть моей страны мне довелось увидеть.
Не знаю, разделят ли мои ощущения другие калининградцы, но для меня, человека, который впервые побывал в «большой» России (т.е. за пределами нашего калининградского полуэксклава) уже в сознательном возрасте, такие путешествия и тогда, и сейчас подобны воссоединению чего-то маленького и далёкого с чем-то большим и великим. Моя душа, привыкшая к близости границ, словно вырывается на свободу и простирается так широко, что хочется кричать от восторга! Я путешествовала, возвращаясь в «большую» Россию... я жаждала ехать дальше на восток... Иногда даже бывало так, что по приезде домой мне казалось, что петля этих близких границ снова возникала на моей шее. Но я возвращалась и продолжаю возвращаться. И буду продолжать, чтобы тут жить и работать. Ведь как бы ни была сильна жажда в познании родной страны (да и мира в общем-то), я всё же неистово сильно привязана к родному городу, к которому сходятся все дороги на свете...
#Россия #самолёт #путешествие #небо #Якутия #Ямало_Ненецкий_автономный_округ #Москва #Калининград
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.
Статья на PABLIKO