Моим читателям за последние десятилетия приходилось многократно слышать, что при СССР все жили на 120 р/месяц. Электоральные СМИ, как правило, заостряют этот вопрос к 7 ноября и 1 мая. Выходит, что безработица от Ельцина-Гайдара, стали спасением для народа. Это при коммунистах половина населения страны побирались по помойкам, а с вышеуказанным тандемом ощутила вкус MacDonald и поняла смысл жизни.
Сегодня развенчаю этот миф. Поможет в этом небезызвестный Лев Лурье. Он выпустил книгу "Поздние ленинградцы. От застоя до перестройки". Одна из глав посвящена тогдашнему питерскому шоу-бизнесу... Весь он был трудоустроен в Ленкоцерте. Весь - это значит и ресторанные группы, в числе 93, и конферансье, которых на весь Ленинград было около 100 человек.
Как видим, ресторанных артистов и тогда было немало, а тема их доходов мало освещена. Жаль. Зарабатывали они, конечно, не зарплатами в "Ленконцерте", а тем, что платили подвыпившие посетители. Если в конце 60-ых ставка за исполнение составляла 3 руб/ песня, то к концу 80-ых уже 15, а в престижных ресторанах 25 р.
Когда незнающий клиент пытался купить исполнение за 2 рубля, принимавший, как правило, деньги барабанщик, говорил что 2 на шесть человек не делится. А сколько делится? Пять рублей, - следовал ответ.
Эдуард Хиль рассказывал хохму о том, как к ресторанным музыкантам подходил некий мужик и просил сыграть Брамса, платил сотку. Не можем, - следовал ответ. Хорошо, триста. - Да не можем - Тысячу рублей плачу! Ударник забирал деньги. Музыканты немного совещались, после чего начинали петь: брамс-та-та-та, брамс-та-та-та. Байка или быль - трудно теперь сказать.
Джазмен Давид Голощекин рассказывает другую историю. Завсегдатаем одного питерского ресторана был "гость с юга". Он просил скрипача при его входе в зал играть.... крик ишака! Иа-иа-иа! И чтобы три раза. Платил за это 500 рублей.
В другой раз компания грузин - человек 10 - заказывала у музыкантов подзабытый хит эпохи культа личности "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина". И так 30 раз. Причём это не была какая-то разгульная компания. Это были представители коньячной отрасли Грузинской ССР.
Здесь нужно отметить, что некоторые "копейки" перепадали и авторам песен. Все исполняемые музыкантами песни были разрешены ("залитованы"), посему поэт и композитор получали авторские отчисления. Говорят им платили 17 коп. за любое исполнение. Неважно - радио или ресторан в Ялте. Набегало неплохо. По утверждению клавишника "Машины времени" Петра Подгородецкого - Андрей Макаревич зарабатывал до 25 000 руб в месяц. Большинство песен полуразрешенной "Машины" были оформлены на него. Народ любил и любит все что под запретом, вот и заказывали "Синию птицу" с "Поворотом" и "Скачками".
Юрий Антонов признавался, в интервью, в ежемесячных доходах до 15 000 руб.
"День победы" Давида Тухманова имел свою специфику. Эту песню начинали петь за 3-4 дня до 9 мая, а уж 9 мая.... Таким образом, менее чем за неделю Тухманов зарабатывал на две "Волги".
Так сколько же зарабатывали рядовые ресторанные музыканты? Подгородецкий в своих мемуарах "Машина с евреями" приводит такой пример. "Машина времени" приехала на гастроли в Тюмень. На дворе была середина 80-ых. В гостинице, где остановились, решили поужинать. Вошли в зал и тут Саша Зайцев увидел на сцене своего сокурсника по музыкальному училищу.
Тот тоже признал Зайцева - обнялись, расцеловались. А потом сокурсник пригласил к себе в номер поужинать. Жил он в той же гостинице, и тоже в "люксе".
Дальше я, пожалуй, процитирую Подгородецкого: На вопрос «А как у вас тут с заработками?» он просто подошел к комоду и открыл верхний ящик. Он был полон десятирублевок. Средний, тоже довольно объемистый, был забит четвертаками. Нижний — полтинниками и сотнями....— Ну а теперь поужинаем». Позвонил на кухню.... Через минут 10 появились два официанта, которые толкали перед собой тележки с разнообразной едой, а за ними шла женщина в синем халате, которая несла эмалированное ведро. В нем плескалась какая-то желтовато-зеленоватая жидкость. На Сашин вопрос о том, что это такое, последовал ответ: «Шампанское» — и были выданы пивные кружки, чтобы ими черпать напиток прямо из ведра. В общем, на следующий день принимать участия в концерте Зайцев не мог, а шампанское зарекся пить до конца жизни."
Увы, жизнь Зайцева оказалось недолгой. Хотя сгубило его пристрастие иного рода. Это отдельная, детективная история. Вернусь в рестораны.
Ленинград и Москва, конечно, не те города, где нефть и газ бьют прям из-под асфальта, но гости обеих столиц и стремились потратить свои деньги именно здесь.
Скромнее жилось музыкантам орловской или тамбовской филармонии, но думаю их семьи не оставались без бутербродов с черной икрой. А вы как думаете? Жду ваши примеры из жизни той поры).
Напомню, что с ресторанной сцены начинали и Олег Газманов и Лайма Вайкуле. Если первый пел в ресторанах юга России, то Лайма была звездой одного из двух престижных ресторанов Юрмалы "Юрас перле", падшему, увы, в середине 90-ых от разборок "малиновых пиджаков" независимой Латвии.
Не будем о грустном. Лучше вспомните свой опыт посещения советских ресторанов. Право, это действительно интересно автору.
Статьи по теме: