Вопрос:
Когда вообще ад был создан? Кто его создал и для чего?
Ответ батюшки:
До появления человека уже произошло это ангельское разделение, война на небе. Очевидно, дьявол сам родил из себя тот огонь, который сожжет его дотла.То есть это некая это тварная вещь такая.
Мне кажется, само зло тварное. Оно заключается в злой воле. А злая воля падшего ангела, она, собственно, и рождает зло как таковое.
Все это возникло до человека и не для человека.
Соломон говорил, что Бог зла не творил.
И мы с ним согласны.
Но очевидно, что этот огонь, приготовленный дьяволом и ангелами его - это, может быть, даже Божье наказание падшему ангелу. Думаю, что Господь умеет наказывать тех, кто нехорош. Так что там есть для него кое-что уже, так сказать, от Господа.
У кого-то из христианских мистиков сказано, что грешники в аду бичуются бичом Божественной любви. Имеется в виду, что одна и та же любовь Божия изливается как некое божественное пламя.
Только праведную душу, которая открыта Богу, оно согревает и купает в себе. А злую душу, замкнутую в себе и озлобленную, это пламя обжигает снаружи.
У Льюиса есть такой образ:
“Двери ада замкнуты изнутри”.
То есть снаружи ручки нет, эта ручка внутри. Туда замкнулся тот, кто хочет быть отделенным от всех. И он там сгорает в пламени своей ненависти, злобы, своих коварных планов и т.д.
Думаю, что больше об этом знать мы вряд ли можем. А если кто-то знает об этом больше, то не всем будет полезно с ним познакомиться.
Были в христианском мире такие мистики, которые пытались посещать и те места, и эти, и видеть разные миры. Но не всем полезно с этим знакомиться, потому что впечатлительный человек может сильно перепугаться, а доверчивый — чем-то обмануться.
А Преподобный Серафим говорил, что бесы невыносимо гнусны.
То есть сам вид их заменяет всякое мучение. Поэтому разбираться, кто из них и что зажег, кто и где будет гореть — это довольно страшная тема, если это себе представить.
Следует помнить одно — они невыносимо гнусны.
Расскажу вам интересную вещь.
Один добрый христианин сильно хотел допытаться у Бога, что такое рай, а что — ад. И ответ был ему дан.
Он увидел некий стол, уставленный большим количеством вкуснейших яств, самых разнообразных видов пищи. За столом сидели очень больные люди. Они имели свернутые набок головы, очень маленькие ручки.
Суть была в том, что никто из них не мог сам себя обслужить — либо руки были так коротки, что нельзя было донести еду до лица, либо голова не позволяла нормально жевать, либо они ничего толком не видели.
Кто-то из них спрашивал другого: “Вам что?”
Собеседник отвечал: “Мне вот это.” И показывал на определенное блюдо.
Первый брал блюдо и подавал.
Так они в тишине, в любви и согласии кормили друг друга, за этим богато накрытым столом.
И вопрошающему был дан ответ: “Это рай.”
Далее спрашивающий увидел то же самое. Тот же стол, тех же людей с врожденными слабостями, особыми потребностями. Но они психовали, нервничали.
У них ничего не получалось. Они роняли по дороге эту еду, ругались, выбивали блюда из рук сидящих рядом. И этот стол с едой попросту превращался в кошмар.
И вопрошающему было сказано: “А вот это ад.”
Другими словами, люди — больные существа. Многие из нас ослепительно красивы, вполне здоровы, тем не менее мы, конечно же, больны. Причем серьезно и с рождения, если мы с любовью и терпением относимся друг к другу в этом мире.
Потому что мир — это богато накрытый стол.
Мы живем в Божьем мире, и у Него есть все. Но если мы психуем, дергаемся, мешаем друг другу, то это страшное зрелище.
И есть еще два варианта одной и той же притчи.
Представьте тот же самый стол, только у сидящих за столом очень длинные вилки, размером с весло. Так что взять, наколоть можно все, что хочешь. Но поднести ко рту можно только другому. И поэтому люди вынуждены друг другу помогать, обслуживать, кормить соседа.
Как говорят, у праведников в раю длинные ложки/вилки.
Так звучит эта притча.
Хочешь жить в раю? Значит, не пытайся накормить этой страшной длинной вилкой себя, но других. Иными словами, отдавай.
Еще один вариант притчи:
“У праведников руки в локтях не гнутся.”
То есть рука у праведника такова, что он ни в карман себе положить, ни в рот донести ее не может. Он способен только брать и раздавать.
Вот вам образ рая.
Противоположность — это ад. Когда все себе, все в себя, все для себя — это адское состояние.
Причем, знаете, как ад называется? Он называется ненасытным и всесмешливым. То есть он с хохотом принимает всех сходящих в него, он хохочет над каждым, кто в него спускается.
Как над обманутым человеком смеется шулер, так ад смеется над теми, кого проглатывает. И он не может насытиться.
В Старом Завете у Соломона говорится, что есть несколько таких, которые не говорят “Хватит!” — сухая земля (она пьет воду бесконечно), бесплодная утроба и ад.
Если человек не умеет сказать себе “Хватит!”, если он хочет все деньги заработать, это закончится катастрофой.
Вот берет таксист машину в аренду и спит в ней, и ест. Покупает фастфуд, не выходя из авто, 3 часа тут же спит, все остальное время он работает. Пока не разобьет машину, не выспавшись. Потому что всех денег не заработаешь.
Нужно уметь сказать себе “Хватит!”. А потом встать из-за руля, пойти принять душ, нормально выспаться и уже после нормально сесть за руль.
И если у вас нет слова “хватит”, боюсь, вам придётся узнать, что такое ад. У ада тоже нет слова “хватит”. Ему все мало.
То есть “хватит” — это слово из лексикона человека, который спасется.
“Мало” — слово из лексикона человека, который погибнет.
Это касается денег, славы, успеха, командных позиций, спортивных достижений.
Как важно спортсмену вовремя уйти, да? Или артисту, балерине. Как это смешно и грустно, когда человек не понимает, что пора заниматься чем-то другим. Как же больно смотреть на позор великого чемпиона! А он просто не понимает слова “хватит”, и его ждет за это позор.
Позором наказывается человек непонимающий.
Читайте ещё: