Однажды Владимир Путин на встрече с президентом Эмманюэлем Макроном сказал, что связи России и Франции начались еще со времен принцессы Анны, ставшей королевой Франции. Тогдашний президент Украины возмутился: Россия присваивает нашу княжну! Действительно, дочь киевского князя Ярослава Мудрого в 11 веке стала женой французского короля Генриха, а после его смерти первой регентшей. Была она весьма образована и обладала государственным мышлением.
Сейчас пишут, что понятие «Киевская Русь» ввел в обиход историк Сергей Соловьев. Пусть так. Но в школе мы с огромным интересом читали и слушали былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, служивших киевскому князю Владимиру Красное Солнышко. Были былины и других циклов — новгородские, суздальские... Но герои этих былин сражались во времена междоусобиц. А киевские богатыри защищали Родину от внешнего врага.
Принцесса Анна из ранней Руси, призванная, казалось бы, объединять народы России, вдруг стала яблоком раздора. Один зарубежный автор недавно даже написал статью с упреками в адрес президента Франции, который, помня о королеве Анне, должен, по мнению автора, больше помогать нынешнему Киеву в борьбе с Москвой. История становится игрушкой в политических играх. Каковой она всегда и была. Таким образом, историков с полным основанием можно назвать работниками третьей древнейшей, если не первой...