Найти тему
Заброшенное Приморье

Побывал в жуткой заброшенной радиотехнической школе во Владивостоке. Это место внушало ужас и безысходность, даже когда дейстовало.

В этой статье речь пойдёт об объекте, с которым у меня ассоциируется остров Русский, ибо этот объект действительно запал мне в душу, как один из самых жутких и интересных объектов на моём опыте. Если проехать ДВФУ, в котором всё цивильно и хорошо, то можно попасть на обратную сторону острова, туда, где нет нормальной дороги, нет связи, где люди живут в бывших военных казармах, туда где множество заброшенных строений и всюду лес. Летом на острове полно жизни, ибо здесь много красивых бухт, чистая вода и есть где отдохнуть, но зимой всё наоборот. Именно в такой невзрачный зимний день, я решился поехать на остров и полностью изучить учебный корпус радиотехнической школы.

-2

На радиотехнической школе я уже бывал ранее, а именно несколько лет назад, но решил вернуться, ибо такие места нельзя так просто забыть.

-3

Сначала, я зашёл в первый учебный корпус. Состояние у него плохое, весь металл срезан, всё разбито, выжжено, крыши нет, одни словом - разруха.

Внутри остались уже даже не сгнившие, а разложившиеся военные противогазы "Нерехта", которые были на вооружении в то время.

Кое-где остались висеть старые учебные плакаты.

Уже трудно представить, как там было раньше, ибо все помещения абсолютно пустые.

-7

Первый учебный корпус, из-за своей раздолбанности, не особо интересный, в отличии от второго, в который я планировал попасть.

первый учебный корпус.
первый учебный корпус.

Теперь речь пойдёт о самом интересном строении на территории, а именно, о втором учебном корпусе. К слову, территория частично охраняется, именно за этим корпусом стараются приглядывать, да и рядом с ним живой кпп. Честно говоря, всё то время, что я был на территории, было напряжение, а именно из-за охраны. Её вроде нигде не видно, но она есть.

-9

Напрягали охранники меня тем, что с такими исследователями, как я, здесь диалоги не ведут, а избивают их, я неоднократно слышал от знакомых, что их здесь как-то палили, а затем гнались за ними, а одного так вообще догнали и отпинали, и это без шуток. Скорее всего, такая злость из-за воров, которые видимо часто делают набеги на это место за проводкой и металлом.

Получается такая себе ситуация. С одной стороны, я не прав, что лезу в охраняемое место и лазаю по нему, а с другой, я бы, как и вы, не увидели то, что находится внутри, а это часть истории. Договориться, чтобы просто сходить и пофотографировать там, не получилось бы, мои знакомые пытались, но их так и не пропустили, даже на территорию, поэтому я даже не стал пробовать.

-11

Размеры корпуса поражали. Его красивая архитектура впечатляла. Корпус построен ещё аж в 1913 году, то есть ещё при царе до первой мировой. Сейчас этому зданию 110 лет, чуть больше века. Корпус очень древний и это чувствуется, стоя рядом с ним.

Из-за своей аутентичности и заброшенности корпус выглядит жутко.

-13

Я прошелся вдоль первого этажа и нашёл приоткрытое пролазное окно, через которое пролез внутрь. Помещение встретило меня абсолютной тишиной. Я решил простоять некоторое время возле окна, чтобы если вдруг меня как-то засекла охрана, то быстро вылезти обратно.

-14

Я простоял около 15-ти минут и вроде никто не прибежал. Очень тихо я вышел в коридор, не хотелось нарушать эту тишину. По бокам было множество помещений, и я начал одно за другим их осматривать.

-15

Учебный кабинет с телевизорами. Не понятно, их просто так сюда составили, или же по ним как-то обучали матросов.

В соседней комнате было также много телевизоров и компьютеров, которые были свалены в кучу.

Здесь, судя по табличке, была телестудия. Валяются уже более старые телевизоры. Думаю, любителям радиодеталей, было бы интересно здесь побывать, ибо в этой груде плат и всякой мелочи, вполне можно найти что-то ценное.

В этой же телестудии обнаружились интересные находки - радиостанция и полевые телефоны.

У стационарного телефона ярко подсвечивались зелёным цифры. Это подсвечивается светящийся состав постоянного действия на основе солей радия, то есть, этот телефон источает радиацию, его даже в руки брать не желательно. В настоящее время, измерительные и прочие приборы, с составом спд, стараются утилизировать.

Соседняя комната. На столе лежал учебный снаряд. Я ради интереса попробовал взять его в руки, и оказалось что он тяжеленный, а не пустотелый, как я по-началу подумал.

На стене висела схема этого военного городка. Глядя на эту схему, можно оценить масштабы этой учебной части.

На первом этаже было ещё много учебных классов и различных кладовок. Я старался не фотографировать абсолютно пустые комнаты, которых было очень много, ибо без них хватало интересных помещений, которые можно сфоткать.

В конце коридора был склад старых учебных плакатов. Из-за сырости и отсутствия нормального освещения, всё сильно погнило и заплесневело.

В коридоре лежала деревянная лодка, видимо охранники её сюда занесли, чтобы она не сгнила на улице или ещё где-то.

Я вышел к основному входу в это здание. Близко к входным дверям не подходил, ибо меня могли увидеть через стекла. Слева был подъём наверх и я прошёл туда.

Лестница на этажи впечатляет. Широкая, покрашенная, да ещё и с оставшимися перилами. Сейчас увидеть лестницу в подобном состоянии редкость.

Я поднялся на второй этаж. В глаза сразу бросается стеклянный стенд, с историей этого места. На нём рассказано то, какой полк базировался здесь раньше, до радиотехнической школы.

"1953 г. Международная обстановка в зоне Тихого и Индийского океана остается напряженной... Для повышения обороноспособности Дальневосточных рубежей Родины, молодому, неокрепшему Тихоокеанскому флоту, необходимы были свои специалисты радиотехнической службы. По решению Министерства Обороны СССР была создана наша радиотехническая школа". Кратко и вполне ясно, тут написано о цели этой учебной части. Здесь матросов обучали гидрографии, радиометрии, гидроакустики, радиотелеграфии. Готовили служить на флоту.

-29

Рядом висел ещё один план этого объекта. Красным я отметил корпус, в котором я находился. Сейчас, большая часть строений, отмеченная на плане, стала заброшена, некоторые строения снесли, а другие стали частными владениями и используются, хоть уже и не по назначению.

Осмотрев стенд с информацией, я прошёл в коридор. В нём было очень чисто, разрухи и пыли нет. Все двери были открыты и я начал осматривать помещения второго этажа.

Из всех помещений, особенно выделяется вот это. В комнате стоял стол, шкаф, стулья, диван. Это кабинет начальника или кого-то важного по этому корпусу, но это просто моё предположение. Если верить календарям и документации, то это помещение, использовалось аж до 2010 года. В этом помещении своя жуткая атмосфера, окна закрыты, крыша протекает, внутри сыро, постелен ковёр, который напитывает эту самую сырость, и от этого неприятный запах разложения, тлена. Находится здесь неприятно.

В этом же кабинете стоит всё ещё закрытый сейф. Что внутри, неизвестно.

-33

На столе лежал деревянный макет корабля. Состояние у него было отличное, даже краска почти не облезла, в отличии от других макетов кораблей на 3 этаже, но об этом позже.

-34

Ещё там висела форма, перед тем как её сфотографировать, на полу я увидел снимок, с человеком, в этой же форме. И сфотал всё вместе.

-35

На окне стоял ещё один макет корабля, но уже в более плохом состоянии.

-36

В 2020 году, когда я побывал в этом месте впервые, в этом корпусе было много закрытых дверей, но в 2021, их все кто-то открыл. Некоторые открытые комнаты были пустые, а некоторые, как эта, были очень интересные. В 2021 году здесь даже работал свет, всё было нетронутым от слова совсем, но в то время, я сделал всего лишь 2 фотографии. Кстати, цветок искусственный, но на фотографии кажется, что он настоящий. В общем жаль, что я не успел полностью отснять эту комнату в нормальном состоянии.

Я вернулся обратно в коридор и начал осматривать остальные помещения.
Спальная комната. Это одна из немногих светлых и не сгнивших комнат в этом корпусе.

Помещения магазина. Здесь матросы могли приобрести какие-либо нужные вещи прям в корпусе, а не где-то в отдельном здании. В шкафу осталось много запакованных громкоговорителей Зенит-305. Они не представляют никакой ценности, поэтому так и остались лежать.

Но ценная находка в этом помещении всё же была, это небольшой радиоприёмник Кварц РП-209. В нём содержатся драгоценные металлы.

-40

Внутри этого корпуса было адски холодно, в раза полтора холоднее, чем на улице, хоть и ветра здесь не было. Из-за медленных движений и того, что я очень долго фотал комнаты, ноги отмёрзли, я не чувствовал пальцев на них. Руки тоже замёрзли и я фотал прям в варежках. По телу была дрожь. И такое состояние было весь день.

Проблема таких старых кирпичных зданий в том, что протопить их очень трудно, тем более такие здоровые, из-за чего внутри постоянно холодно, начинаются болезни, пневмония, туберкулёз и тому подобное. Пережить зиму в таких условиях очень трудно, но люди как-то зимовали. Ещё я обратил внимание на то, что почти каждое окно было застелено одеялами или забито плёнкой, чтобы сохранить тепло.

И так, почему же это место так боялись, даже когда оно действовало. Дело в том, что в начале 90-х годов, здесь массово стали болеть и чахнуть матросы. Здесь буквально выживали, а не жили. В основном у моряков была алиментарная дистрофия. Такие проблемы были и на других учебных частях Русского острова, но именно из радиотехнической школы госпитализировали больше всего моряков, многие из которых, позже скончались. Из-за этого, было много разбирательств, смерть матросов шокировала многих. За это понёс наказание начальник продовольственного склада, его посадили на несколько лет. Помимо этого, здесь процветала дедовщина, почти каждый день бывали избиения и издевательства. В принципе, в то время, страна была не в самом лучшем положении, поэтому проблемы с финансированием и содержанием встречались всюду, а не только здесь.

Если почитать комментарии тех, кто здесь служил, то можно ужаснуться. Некоторые рассказывают о случаях каннибализма, из-за дикого голода, ибо еды не было от слова совсем, точнее она была, но её разворовывало начальство. Конечно, про каннибализм скорее всего кто-то просто преувеличил. Кстати, у радиотехнической школы было своё хозяйство, ферма, мясо, но даже это не спасало. Некоторые сбегали от сюда в лес и жили в землянках. Кого-то избили до крови противогазом. Некоторые наоборот пишут, что всё было терпимо и подобного не было, но случаи недоедания и истощения здесь реально встречались и это факт.

Из-за сокращения многих воинских частей, в 1998 году РТШ закрыли. Несколько лет военные поддерживали и содержали территорию, пока в 2002 году РТШ не передали во владение МГУ (морского государственного университета). На территорию выставили охрану, которая приглядывает за всем этим по сей день, то есть уже 20 лет.

К слову, я так и не понял, если в/ч окончательно расформировали в 2002 году, то почему на втором этаже этого корпуса, некоторые помещения действовали аж до 2005 и 2010 года. Возможно этому есть объяснение, по типу распродавали имущество, работали с документами или что-то в этом роде.

Походив по второму этажу ещё некоторое время, я начал подъём на третий этаж. Лестница наверх стала более тленной.

Кстати, почти на всех дверях были таблички, с обозначением кабинетов. Некоторые из них были понятны, а некоторые не особо. Среди всех них выделяется табличка - "Секретная библиотека", но помещение библиотеки пустое и показывать там нечего.

Прогнивший учебный класс. Здесь прям очень сильно пахнет прогнившим деревом и сыростью. В левом углу потолок протекал так сильно, что образовалась сквозная дыра между этажами. Ходить по полу здесь опасно, ибо есть нехилая вероятность провалится на нижний этаж, но я на свой страх и риск продвинулся в конец помещения. На стене, среди всех остальных невзрачных плакатов, выделяется учебное пособие с работой частей автомата калашникова.

В этом помещении было много табличек "Заражено".

Ещё одни интересные пособия, макет-схемы дозиметров. Здесь показана электронная цепь этих устройств. Состояние этих макетов отличное.

Библиотека. В ней стоят сотни книг, которые остались на своих местах. Все эти книги на военно-морскую тематику, про устройство узлов, корабельные РЛС и прочее.

Сейчас редко где можно увидеть подобную библиотеку в заброшенных местах, чтобы книги оставались стоять на полках. Эта комната впечатляет и является одной из самых запоминающихся в этом корпусе.

В этой же библиотеке, на полу сложены десятки старинных плакатов с тематикой гражданской обороны и обязанностями часового.

Следующее помещение впечатляет ещё больше, именно с ним у меня ассоциируется этот учебный корпус. Это учебный кабинет, с оставшимися пособиями и плакатами.

В глаза сразу бросается здоровая учебная лодка. Она кстати не простая, а парусная. В ней лежит спасательный жилет.

И пожалуй то, что делает этот учебный корпус по-настоящему уникальным - это оставшиеся деревянные макеты кораблей. На подоконнике стоит огромнейший корабль, в длину он больше метра. От времени, он не слабо так истлел.

На партах лежали корабли поменьше. Все они сделаны из дерева. Всякие небольшие элементы сделаны из металла. Из-за этого, корабли довольно таки тяжёлые. Каждый из них имеет своё название. По этим деревянным макетам обучали, что и как устроено на реальных кораблях того времени.

Авианосец. В отличии от других, он сделан из пенопласта или типа того.

-59

Подводная лодка. Она даже осталась на своей платформе. Все эти макеты кораблей делались в ручную, а не поставлялись какой-то фабрикой. Кто-то изучал фотографии реальных кораблей, на основе них подгонял деревянные заготовки под масштаб, делал формы, элементы, красил. Все эти макеты стоят огромных усилий, а сейчас они просто лежат никому не нужные.

На стене висели пособия с типами якорей, типами такелажного оборудования и прочего. Эти пособия уникальны, такого нигде не встретишь. Ещё несколько лет назад, судя по фотографиям других исследователей, здесь было в раза 2-3 больше кораблей, лежали макеты торпед в натуральную величину, снаряды в разрезе, но к сожалению, я всего этого не застал.

"СССР - Великая морская держава".

Склад книг и прочей макулатуры.

Ещё одна библиотека, но по-меньше. Здесь стоят книги про радиотехнику.

Применение этому корпусу, как и прочим, так и не смогли найти, реставрировать его не выйдет, это слишком дорого, да и смысл, проще построить новое здание, без всяких проблем. Сносить его не снесут, ибо здание представляет историческую ценность, так что оно стоит без дела, и с каждым годом его состояние становится всё хуже и хуже.

Хоть на третьем этаже и было много помещений, но большинство из них были пустые и истлевшие, и особого интереса уже не представляли. Я сделал галерею с ними. Просто разруха, холод и тишина.

Ещё было несколько интересных находок.

Осмотрев третий этаж, я решил подняться на чердак. Он был абсолютно пустой, никаких находок на нём не было. Крыша превратилась в решето.

Обратно вниз я спустился по второй лестнице. В отличии от той первой роскошной лестницы, эта была в плохом состоянии, краска стёрлась, перила спилили на металл, да и под ногами валялась тленная осыпавшаяся краска со стен.

Походив некоторое время на первом этаже, в одной из комнат я нашёл люк и открыл его. Там был спуск в какой-то погреб. Я спустился. Погреб был маленький. Там валялся древний измерительный прибор и немного платы. Для чего это пространство нужно, я так и не понял, вроде трубопровода или чего-то подобного там нет. Кстати, у этого корпуса нет подвала или чего-то на подобии него, из подземелий, здесь только этот маленький погреб.

Уже вечерело. За весь день я всё обошёл и отфотал, замёрз нереально. Я убрал камеру в рюкзак и направился к тому окну, через которое сюда залез. На территории было тихо и я по-тихоньку начал вылезать наружу.

-71

Я вылез, и направился обратно в лес. Я выполнил свою цель, полностью осмотрел и отснял этот заброшенный учебный корпус, теперь можно ехать домой.

-72

На этом всё. Я максимально детально рассказал об этом корпусе, и о том, какие ощущения у меня там были, при посещении. Некоторые считают, что то, что эту радиотехническую школу расформировали, даже к лучшему. От части это так, ведь условия нахождения там стали не выносимы, оборудование устарело, и матросы уже больше были заняты не обучением военно-морского дела, а ремонтом казармы, добычей еды и отоплением помещений. Место устарело, и его расформировали. Но именно здесь, когда-то обучили лучших специалистов, которые получили медали за службу нашей стране. Это место внесло огромный вклад в развитие морского флота СССР. Сейчас же, построили новые учебные части, в которых также обучают моряков. Из всех строений на территории радиотехнической школы, именно этот корпус самый интересный. Это один из самых впечатляющих, пугающих и атмосферных объектов, на которых я когда-либо был. Эти длинные коридоры, множество дверей по бокам, полутьма, древность здания, уникальные учебные пособия и звенящая тишина добавляют этому месту атмосферности. В нём не так часто бывают мародёры и другие исследователи, из-за чего, во многих комнатах до сих пор можно найти интересные находки. Это место, которое стоит посетить, изучить и проникнуться им, и мне это удалось. Радиотехническая школа - это не типовая заброшенная воинская часть, это место со своей уникальной историей, в которой были как и хорошие, так и плохие моменты. Тысячи матросов обучились именно здесь, но некоторые из них погибли, и это пугает. В таком месте задумываешься о том, как бы я здесь жил и обучался, через что пришлось бы пройти.
В планах, осмотреть и отснять другие строения, в них я уже бывал несколько лет назад, но не фотографировал. Остальные постройки тоже по своему захватывают. Хотелось бы сделать статью со всеми объектами на территории вместе.

-73

Спасибо всем тем, кто дочитал всё это до конца, очень много времени ушло на то, чтобы это всё написать, извиняюсь за ошибки, какие-либо несостыковки, я постараюсь с каждой новой статьёй писать лучше и интереснее. Подписывайтесь на канал, моя цель рассказать обо всех интересных заброшенных местах Приморья. До новых встреч!