Уже мало кто недооценивает силу соцсетей… Казалось бы, что такого в том, что сотрудника уволили из театра? Но стоило написать пост, упомянуть причиной увольнения патриотическую позицию сотрудника в разгар СВО, как эта информация разошлась по всем пабликам, блогерам, и уже люди на материке с негодованием высказываются: что происходит в городе-герое Севастополе? «МК в Крыму» собрал мнения всех сторон.
Итак, после пяти лет работы в севастопольском театре им. Луначарского уволили видеооператора Евгения (Джона) Барулина. Причиной он назвал открытую поддержку специальной военной операции, что не смогло снести руководство театра.
- Завертелось всё, когда в театре Луначарского состоялась премьера пьесы Михаила Угарова «Облом off» под названием «Снег. Снег», - рассказывает Джон. - Ставить в разгар СВО пьесу антигосударственную, ставить ее в патриотической столице России - подобное иначе как культурной диверсией не назовешь. Если учесть, что ни одной патриотической пьесы на тот момент в театре не ставилось и никакой поддержки наших воинов не велось.
Свое возмущение происходящим Джон высказал в лицо главному режиссеру театра Григорию Лифанову. По его словам, после двухчасовой беседы Лифанов предложил либо уволиться, либо молчать... Молчать Барулин не стал.
- В театре поддержка СВО стала моветоном и чуть ли не преступлением. Мне в лицо говорили: «Мы не за тех и не за этих. Мы занимаем нейтральную позицию». Мне предлагали замолчать и публично не поддерживать СВО. А потом, ища повод уволить, в театре придумали, что для меня нет никакой работы. А в увольнении поставили «в силу политических разногласий», - делится наболевшим видеооператор.
фото: vk.com/ Джон Барулин
Барулина возмущает постановка в русском театре «рьяного оппозиционера, хаявшего 9 Мая, русский народ». На что режиссер Григорий Лифанов отвечает, что Угаров умер в 2018 году, за 4 года до начала СВО. И что в спектакле нет и не могло быть ничего антигосударственного. Это история Обломова - какова она есть у классика Ивана Гончарова. Хотя при желании можно любое произведение трактовать так, как угодно.
У Джона есть своя аудитория, которая его поддерживает. Например, писатель Платон Беседин пишет, что после того, как Барулин честно изложил свое мнение о произошедшем, началась травля поэта. Но ведь такая же травля началась и в отношении коллектива театра.
Театр, который все это время скромно помогал стране, теперь вынужден оправдываться и отчитываться за свои добрые дела. Но если их упрекают в равнодушии к СВО, то нужно сказать, какова их роль.
Выделены бесплатные билеты для семей участников спецоперации, собирается гуманитарная помощь для военных и беженцев. Театр принимал на своей сцене гастроли Горловского театра кукол, оказал поддержку в организации гастролей русского драматического театра Мариуполя. В рамках акции «Все для Победы» на аэродроме «Бельбек» для военнослужащих организовали выездной показ спектакля «Очень романтическая комедия». Для людей, прибывших с новых территорий РФ, проводятся экскурсии по закулисью театра с последующим просмотром спектаклей. За период проведения спецоперации было проведено около 30 мероприятий, на которые было выделено более 1000 бесплатных билетов для участников СВО и членов их семей. В планах - поездки со спектаклями для наших бойцов в госпитали.
Григорий Лифанов согласился стать главным режиссером Театра им. Луначарского в октябре 2015 года. Президентом страны Владимиром Пyтиным награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Поэтому его удивляет вопрос, какая у них позиция, кроме поддержки главы государства.
фото: vk.com/Григорий Лифанов
О Барулине он отзывается как о работнике, систематически не выполнявшем свои трудовые обязательства, который в театре не появлялся с апреля. Но в сентябре режиссер вызвал своего сотрудника для разговора.
- Он был инициирован мною в связи с появлением странных, оскорбительного характера постов на личной странице Барулина в ВК, - рассказывает Лифанов. - Я считаю такое поведение неприемлемым. Быть частью коллектива и намеренно порочить его невозможно. Конструктивных предложений о каких-либо патриотических проектах от Барулина не поступало. Разговор об отсутствии патриотических спектаклей в репертуаре театра - ложь. В мае я приступил к постановке спектакля «Не бойся быть счастливым» по пьесе классика советской русской драматургии А. Арбузова «Мой бедный Марат». Это история людей, переживших блокаду Ленинграда и Великую Отечественную войну, но и в мирное время продолжавших жить идеей самопожертвования. Видеооператор Барулин после спектакля подошел ко мне с благодарностью (этому есть свидетели), единственная его претензия была к неточности в военной форме одного из исполнителей (эту неточность мы устранили), в эти же дни публикуя уничижительные и хамские посты о театре.
В репертуаре театра им. Луначарского 25 спектаклей на основной сцене, 12 - на Малой сцене, 4 - для детей, 3 - на античной сцене Херсонеса. И это в основном русская и мировая классика: Толстой, Достоевский, Пушкин, Булгаков, Чехов, Тургенев, Шварц, Островский, Еврипид, Мольер.
Недовольные найдутся всегда. Но надо судить по зрительскому залу. За прошедший год театр посетило более 110 тысяч зрителей. По словам местной жительницы, заядлого театрала Евгении Шульги, ее обижает, когда говорят, что нечего смотреть. И патриотические произведения есть, просто каждый по-разному понимает патриотизм. Для нее, например, это те же спектакли по произведениям русских классиков.
Такое же мнение высказал председатель Севастопольского отделения Союза театральных деятелей РФ Евгений Журавкин.
- В прошлом году театр им. Луначарского представил более пяти сотен спектаклей при очень высокой наполняемости. Это происходит, главным образом, оттого, что театр в своей репертуарной политике делает акцент на русскую классику.
Художник театра Ольга Долгова утверждает, что все требования и просьбы по выполнению своих непосредственных должностных обязанностей видеооператора Джоном отвергались, поэтому его работу приходилось перекладывать на плечи других людей. А вот Платон Беседин не согласен. «А вы благодарностями и грамотами его именно за некомпетентность награждали? Их у него масса. Или вы их за «прогулы» вручали?»
Какая кошка пробежала между сотрудником и режиссером, мы выяснять не будем. Но то, что симпатия была, свидетельствуют записи Джона в ВК.
«Меня часто спрашивают: как ты относишься к главному режиссеру Лифанову? Отвечаю сразу всем: я считаю, что без него наш театр бы умер. Для меня Григорий Алексеевич - настоящий Главный Режиссер, гениальный во всех его проявлениях…».
Уволенный сотрудник требует руководителей театра заявить о своем отношении к СВО. А может, пусть каждый занимается своим делом: режиссер ставит спектакли, видеооператор - снимает, а политику оставим экспертам? Не стоит во всем искать предательство и спекулировать на патриотизме.