Начало истории "Лиля Брик, или талант быть необходимой" - 1 часть;
"Лиля Брик и Ив Сен-Лоран" - 2 часть
Тогда же, в октябре 1975 года газета «Le Monde» прислала к Лиле Брик для интервью молодого литератора Франсуа-Мари Банье. Лиля Юрьевна долго и подробно говорила с ним про Маяковского и материала получилось много.
В статье Банье в частности можно прочесть следующее:
«Она опоздала на вернисаж выставки поэта, ибо в Москве у нее не только друзья, но и могущественные враги, которые пытались помешать ей получить визу. «И кроме того, не забывайте, что я еврейка и живу в стране, где процветает антисемитизм»……Внешний угол ее глубоко посаженных глаз подчеркивает линия черного карандаша. Другой линией обведены дуги бровей, круглые, как серсо. Голова большая, как у фантастической птицы, и медного цвета коса ниспадает на грудь, теряясь в складках зеленой шали. Руки у нее маленькие и очень тоненькие, разговаривая, она словно играет ими гаммы. Что у Лили удивительно — это голос и ее манера говорить. Голос — как струнный квартет. Обаяние ее сверкает, как весна, но она не играет им…»
««Мы с Катаняном живем вместе тридцать семь лет. Я его очень люблю. Когда был жив Маяковский, мы играли в карты каждый день. Это был друг Володи, Брика. Вася описал жизнь Маяковского день за днем, он знает о нем все»…После смерти Эльзы Арагон предложил жить с ним во Франции. Она заплакала: «У меня в Москве все, там мой язык, там мои несчастья. Там у меня Брик и Маяковский. И я не могу это оставить, чтобы здесь… есть ананасы и рябчиков жевать? Там моя родина, мой дом — там»».
Сам интервьюер оказался очень энергичным молодым человеком двадцати четырех лет. Нежное лицо, белокурые локоны, стройная фигура. Он писал романы и пьесы, которые во Франции издавали и ставили. Франсуа-Мари всё свое свободное время проводил в компании молодых интеллектуалов, прожигателей жизни, и его имя все время мелькало в светской хронике. Он был модником, и даже щеголем. Дружил с Ив Сен-Лораном и главой его фирмы Пьером Берже.
Банье присылал Лиле в гостиницу цветы, звонил каждый час и приходил ежедневно. Они ездили в Булонский лес, на бульвары, в бутик Сен-Лорана, сидели в кафе и долго беседовали.
Вернулась в Москву Лиля Брик, задаренная с ног до головы. Франсуа-Мари подарил Лиле Юрьевне свои книги с нежными заверениями «любви до гроба». Василий Васильевич Катанян, биограф Лили Юрьевны, писал: «Посыпались длинные письма от Франсуа-Мари, полные шутливого обожания и веселого преклонения, долгие разговоры по телефону, подробные, неторопливые, — что читали, что писали, что ели, кого видели, как здоровье и что вообще происходит?».
Как-то Франсуа-Мари сообщил Лиле, что летит в Москву со своей компанией: «Что привезти?». «Ради Бога, ничего не везите, у нас все есть», - умоляет Лиля Юрьевна.
И вот - они в Переделкино. Держат в руках набитые чемоданы с одеждой от Ив Сен-Лорана и корзины со снедью от Фашона, самого дорогого и изысканного гастронома Парижа. Платья, футляры, духи, сыры, шоколад, ананасы, спаржа, артишоки… А Лиля Юрьевна угощает их борщом, от которого они в восторге. И все сидят до утра, не могут наговориться. Через три дня непрерывного общения, гостеприимные хозяева отвезли их посмотреть коллекцию импрессионистов в Пушкинском музее и взглянуть на Василия Блаженного. От увиденного вся компания пришла в восторг, они зашли в ГУМ, купили штапельные косынки и, повязав на себя, отправились обратно - в Переделкино!
Вскоре Лиля Юрьевна и Василий Абгарович отправились в Париж по приглашению французских друзей. В книге Василий Катаняна читаем: «Пьер Берже снимает им апартаменты в «Плаза» — самом дорогом отеле Парижа. Над ними живет Моше Даян, под ними Софи Лорен — такой слоеный пирог. Открытый счет, «кадиллак» с телефоном — можно на ходу позвонить в любой город мира. Лиля Юрьевна не может понять столь бурного успеха и царской щедрости, но в ответ слышит лишь: «Мы вас обожаем!» — и весь разговор».
Светская жизнь бьет ключом. Восьмидесятипятилетний юбилей Лиле Юрьевне отпраздновали у «Максима» шумной компанией. Всякие знаменитости устраивали в ее честь суаре, и всюду она появлялась с Василием Абгаровичем и неизменным Франсуа-Мари. Каждый день Франсуа-Мари привозил ей от Сен-Лорана огромные сумки с нарядами — платья, костюмы, пелерины, перчатки и шляпы. Лиля Брик: «В конце концов мне стало неудобно принимать столько подарков. Я свернула в узел какую-то часть одежды и отправила обратно».
В тот период дома у Франсуа во всех комнатах находились фотографии Лили Юрьевны, а в спальне — ее карандашный портрет работы Ив Сен-Лорана. Ну как это объяснишь?
По этому поводу Лиля Брик рассказывала: «Арагон сказал, что они видят во мне советскую женщину, которая всю жизнь была лишена роскоши, и поэтому осыпают меня подарками. Меня это ничуть не убедило, разве я похожа на такую женщину?».
Конечно, это всего лишь несколько зарисовок из богатейшей и сверхинтересной биографии Лили Брик. Эти встречи и знакомства Лиля Юрьевна не искала специально, они нашли её сами. И общение, которым одаривала Брик знакомых, - знаковых, часто, фигур своего века, - было, судя по всему, им ко каким-то причинам просто необходимо. Остается лишь удивляться своеобразию этой личности и вслед за Владимиром Маяковским повторять сказанное им: «Ты не женщина, ты — исключение».
Начало истории "Лиля Брик, или талант быть необходимой" - 1 часть; "Лиля Брик и Ив Сен-Лоран" - 2 часть
P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.