Многие люди в России мечтают жить в кольце. Список наиболее желаемых колец невелик: большинство стремится попасть хотя бы в пределы МКАД, далее следует Третье транспортное кольцо, Садовое кольцо, ну и для особо целеустремленных - Бульварное кольцо.
Но есть в Москве такое кольцо, желающих переехать в которое очень мало, если таковые вообще есть. Более того, даже о существовании его мало кто кроме москвичей знает. Все вы наверняка помните детскую игрушку - замкнутую железную дорогу, по которой кружится заводной паровозик. Если в центре той дороги аккуратно распределить около сотни домиков, то мы получим практически точный макет необычной деревни Новокурьяново, которая расположена в Южном Бутово на расстоянии 6 км от МКАД.
Небольшой экскурс в историю: железнодорожное кольцо и деревня появились практически одновременно, в 1930-х годах. В новый населенный пункт переселили жителей деревни Курьяново, которую снесли для строительства на ее месте Курьяновской станции аэрации. В 1985 году, после включения Новокурьяново в состав Москвы, жители вновь стали собирать чемоданы - жизнь внутри экспериментальной железной дороги далеко не сахар, поэтому власти решили позаботится о людях, которые более полувека провели в таких необычных условиях. Но переселили лишь 30%, после чего на долгое время про деревню забыли.
Вспомнили про нее лишь в 2006 году. Именно тогда вышло постановление Лужкова "О комплексном развитии территорий", согласно которому деревня Новокурьяново подлежала реконструкции. До 2010 года все жилые и нежилые строения на ее территории должны быть снесены, а на их месте построено жилье для реализации городских социальных жилищных программ. Но воплотить в жизнь свой проект Лужков не успел, а сменивший его Собянин либо не захотел, либо отложил вопрос в долгий ящик.
Меня долго терзал вопрос, как живется людям в данном месте. И я не нашел ничего лучшего, чем выехать на место и увидеть все своими глазами.
МЦД, станция Щербинка. Отсюда чуть более полутора километров до единственной автомобильной дороги, которая связывает жителей Новокурьяново с большим миром. Идти приходится мимо больших огороженных хозяйств ВНИИЖТ - научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Что-то здесь действует, что-то уже заброшено, но охраняется. Если честно, то мне казалось, что и экспериментальная железная дорога уже не используется, и я с песней прогуляюсь по старым шпалам...
Но эти мысли исчезли, когда над моей головой промчался первый товарный поезд, тянущий за собой 40 тяжелых вагонов.
Въезд в деревню осуществляется под путепроводом, это единственный вариант пересечь то самое кольцо, внутри которого живут люди.
Сразу после того, как я оказался внутри кольца, жизнь будто замедлила свой ход. С заброшенной мостовой эстакады я смотрел на пустую дорогу, которая вела в деревню, и размышлял о том, какая необычная прогулка ожидает меня сегодня.
Сначала я пошел осматривать старые постройки ВНИИЖТ - лабораторию контактной сети, где проходили испытания контактных проводов, и несколько опытных участков, на которых проходили исследования ж/д техники и сооружений.
К сожалению, увиденная картина была далека от идеала. Опытные участки заросли, многие строения забросили, а территория превратилась в огромный склад.
Тем временем по кольцу пронесся еще один поезд.
"Зачастили", - подумал я и направился в сторону Новокурьяновского лесопарка, чтобы попытаться найти хоть что-то интересное.
По дороге меня обогнало еще 2 поезда. И лишь сейчас я понял, что по кольцу, наматывая километраж, ездит один и тот же состав.
Здесь моя мечта о прогулке по шпалам была окончательно разрушена, поэтому пришлось смириться с тем, что весь путь будет проходить по рыхлому январскому снегу.
Не найдя по дороге ничего интересного, кроме распиленного напополам вагона, я обогнул лес и наконец направился в деревню.
Все улицы здесь называются Железногорскими, только с разными номерами.
До включения деревни в состав Москвы ситуация была повеселее: были и Московская, и Первомайская, и Лесная улицы. Но видимо решили упростить. Или усложнить, непонятно.
Дома в деревне разные. Новоделы (не фотографировал) соседствуют со старичками. Немало заброшенных.
Нашлось даже что-то наподобие шалаша, причем с признаками жизни.
Магазинов замечено не было, но есть начальная школа
и мемориал героям ВОВ.
Людей на улицах в выходной день я не встретил, но машины у домов стояли.
Шум от железной дороги везде воспринимается по-разному. В центре деревни его практически не слышно, но на окраинах никуда не деться, приходится слушать. Надо понимать, как часто сейчас проводят испытания составов и до какого времени суток.
В 2015 году здесь планировали начать строительство детского сада и торгового центра, но что-то вновь пошло не по плану. Звучит иронично, но до ближайшей "Пятерочки" жители московской деревни Новокурьяново вынуждены ходить в соседний город Щербинка, который тоже входит в состав столицы.
С окончанием моей прогулки по деревне остановился и поезд.
Только при мне он намотал около 15 кругов. Мы оба прилично устали, но мне нужно было посмотреть еще одну достопримечательность - бутафорский железнодорожный вокзал.
Его построили на территории ВНИИЖТ специально для съемок фильмов и реклам. Ведь на кольце можно снять полноценную сцену, связанную с железной дорогой, не помешав при этом движению пассажирских поездов (фильмы "Самая обаятельная и привлекательная", "Ландыш серебристый").
Под разными именами вокзал можно встретить в картинах "Полярный", "Поколение П" и в рекламных роликах пенного напитка "Балтика".
Покинув вокзал, я внезапно обнаружил рядом с ним волшебный тоннель, который перебросил меня к станции МЦД.
И из Москвы деревянной я отправился в Москву каменную, тщательно переваривая по дороге все свои мысли и чувства от увиденного.
Вот такому необычному месту я посвятил свой выходной день. Бывали? А может быть жили? Тогда от всей души прошу поделиться с нами впечатлениями :)
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк, оставлять комментарий и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.