Найти в Дзене

Легенда о Лудшувейте

Освобождение Сан-Суси
Освобождение Сан-Суси

Парк Сан-Суси. Сложный, многосоставной, созданный при непосредственном участии не одного поколения прусских монархов. С момента становления национал-социалистов в 1933 году место это объявлялось практически сакральным. На территории парка и дворцов проходил так называемый «День обновления нации», символизирующий преемственность прусско-германской истории, а Гитлер и новая власть объявлялись прямыми наследниками Фридриха Великого и Бисмарка. На долгое время и сам Потсдам, и Сан-Суси в частности стал ассоциироваться у людей с признанием на государственном уровне нацистской идеологии. Тем интереснее посмотреть, как защищали и как охраняли в последние дни войны этот символ. Тогда-то - никак, зато сейчас – в полный рост. Отныне, если ничего не изменится, Сан-Суси будет в авангарде стремящихся переписать итоги войны, не дожидаясь пока последний русский солдат, бравший Берлин, умрет.

Переписывание началось в 1992 году, сразу после падения стены. И началось оно с того, что в Потсдаме переименовали улицу профессора Евгения Федоровича Лудшувейта. Этот именно тот человек, благодаря усилиям которого, дворец Сан-Суси не был разбомблен, культурные ценности оказались под охраной, а советские танки при взятии Потсдама не заехали в парк. В 1965 году в честь этого человека назвали улицу в Потсдаме, на Зеленых воротах Сан-Суси висела мемориальная табличка в его честь, а на аллеях парка стоял, посвященный ему бюст. В 92-м убрали его имя из названия улицы, в 94-м исчезла мемориальная доска, а ещё позже и памятник.

Зеленые ворота. Главные ворота парка. Уже без таблички
Зеленые ворота. Главные ворота парка. Уже без таблички

И вот уже в 2005 году в газете Тагесшпигель выходит коротенькая заметка, что Лудшувейт не освободитель, а вор. И называется заметка "Легенда о Лудшувейте". В апреле 2021 года появляется целая статья в Википедии, обливающая советского солдата грязью, а в июне 2022 года целое десятистраничное «журналистское» расследование «как всё было на самом деле». Слово «журналистское» не просто так взято мной в кавычки. Представлена там только одна точка зрения и использованы все возможные клише последнего времени – от изнасилований немок в инвалидной коляске, до признания советских солдат дикими, никогда не видевшими асфальта.

Среди многочисленных воспоминаний «очевидцев», вклиниваются комментарии журналиста-расследователя, озвучивающего отнюдь не беспристрастное мнение. Однако, даже подобные комментарии не смогли скрыть несколько весьма любопытных фактов. Собственно, именно эти факты, которые, видимо, по недомыслию, были вставлены в общее повествование дают сделать совершенно закономерный вывод – громче всех «Держи вора!» кричит именно преступник.

А вот и факты. Даю полный тест. Перевод мой.

«…первые бомбоубежища в Сан-Суси были созданы не для жителей парка, а для произведений искусства во дворцах. Еще до начала войны Эрнст Галль (смотритель дворцов – прим. мое) поручил подготовить в каждом замке подвальное помещение для охраны произведений искусства. Охрана также пообещала передать передвижные картины, скульптуры, гобелены и мебель в более отдаленные места. Однако это встретило сопротивление со стороны нацистского руководства, которое хотело избежать беспокойства населения. По этой причине замки должны оставаться открытыми для публики во время войны. Тем не менее, в 1942 году из дворцов Сан-Суси в сельскую местность были перевезены ценные картины, а в 1943 году - другие произведения искусства. Когда Красная Армия собиралась атаковать Берлин и Потсдам в феврале 1945 года, Эрнст Галль снова приказал перевезти множество произведений искусства из Берлина и парка Бабельсберг в Сан-Суси на острове Потсдам, где, по его мнению, они будут в большей безопасности. Фактически, они пережили конец войны в подвалах Сан-Суси практически невредимыми».

«На Бельведере над парком Сан-Суси, у исторической мельницы, в изгородях парка повсюду лежали фольксштурмовцы, гитлерюгенд и последние танковые гренадеры, чтобы принести себя в жертву, чтобы преступники в берлинской рейхсканцелярии могли прожить еще один день. Мария Мильде видела много людей, «висящих на цветущих деревьях». Г-жа Обервинтер сообщила из Борнштедта, что на Руинном холме (холм напротив Бельведера в Сан-Суси – прим. моё) были повешены 14–16-летние подростки из Гитлерюгенда, которые хотели бежать домой от боевых действий. На шее у них были таблички с надписью: «Я предатель отечества!»». Дальше следует комментарий журналиста, подвергающий сомнению воспоминания. «К докладу, казавшемуся правдоподобным до того момента, в Märkische Union добавилась авантюрная история, согласно которой некие красноармейцы якобы руководили «стальной колонной» вокруг парка Сан-Суси с красными флажками. Таким образом, доказанный факт, что советские танки из Борнима не продвигались прямо в парк и Новый дворец, а обошли парк в направлении Егерфорштадта, был представлен как преднамеренная защита парка со стороны Красной Армии. Однако трудно себе представить, чтобы наступление на Потсдам, сопряженное с ожесточенными боями и большими потерями можно было контролировать с помощью сигнальных флажков, подобных тем, которые используются при дорожном движении».

Сан-Суси. Новый дворец. Надписи на стенах, сделанные нашими солдатами.
Сан-Суси. Новый дворец. Надписи на стенах, сделанные нашими солдатами.

Однако танков в Сан-Суси все же не было. Парк был освобожден, как это и пишут советские историки, в ходе чуть ли не рукопашных боев.

«Жертвами бессмысленной обороны в парке стали не только здания, но и множество «расстрелянных снарядами деревьев». Поскольку жителям Потсдама срочно понадобилось топливо, разруха продолжалась и после боев: «Сам парк потерял много прекрасных деревьев-великанов, сваленные деревья тащили, перепиливали на месте, потому что угля давно не давали <…> многие павильоны были разграблены голодающим населением, драгоценные декоративные растения в оранжерее также оказались на грани гибели <…> все ценные растения погибли. Все, что не умерло от жажды, было унесено или умерло каким-либо другим образом, было бы совершенно уничтожено следующей невероятно суровой зимой».

Ну и, что называется, вишенка на торте.

«…осмотрев все хранившиеся в подвалах произведения искусства, трофейная бригада (бригада под руководством Евгения Федоровича Лудшувейта, которую немцы называли трофейной бригадой – прим. мое) обнаружила, что «жемчужин» в замках уже нет. Ценности не стали жертвами частных рейдов, а были вывезены еще до окончания войны. Когда наступление Красной Армии было неизбежным, картины из Сан-Суси, которые считались «уникальными и незаменимыми», в том числе портрет Фридриха II работы Антона Граффа, что находились в спальне и кабинете дворца Сан-Суси вместе с прусской короной, перевезли в бункер Адольфа Гитлера. Самые ценные гобелены были доставлены в бомбоубежище Германа Геринга в бункере «Großer Kurfürst» в Потсдамском парке дикой природы, где также хранились королевские гробы Фридриха Вильгельма I и Фридриха II из гарнизонной церкви. Когда даже его бункер и хранилище в парке дикой природы перестал казаться безопасным от наступающей Красной Армии, Гитлер приказал замуровать произведения искусства и королевские гробы в шахте Бернтероде в Айхсфельде, Тюрингия. Там они попали в руки офицеров по охране произведений искусства Отдела памятников, изящных искусств и архивов (MFA&A) армии США после окончания войны».

Изображения скульптуры, посвященной Евгению Федоровичу Лудшувейту я всё же нашла. Изображения (не сама скульптура) сохранились в личном архиве скульптора Вернера Штёцера.

Евгений Федорович Лудшувейт
Евгений Федорович Лудшувейт

На фотографии в названии статьи - Евгений Федорович четвертый слева.

А в русскоязычной Википедии статьи о Лудшувейте не вообще, никакой.