26 апреля 1945 года. Войска СССР преодолев дальний рубеж обороны Берлина, вошли в столицу Германии. Маршал Жуков отправил в лабиринт бесчисленных улиц две гвардейские танковые армии. Застревая на заваленных улицах и вспыхивая от попаданий, танки Жукова шли на острие удара по логову нацизма.
Сопротивление немцев возрастало с каждым метром. Берлин был перекопан баррикадами, бронеколпаками, забетонированными этажами, окопами, зонами фланкирующего огня на площадях и проспектах. А пропаганда возвела оборону Берлина на уровень жизни и смерти. Но узлы немецкой обороны были уже перепаханы бомбардировщиками и артиллерией СССР, превращающих Берлин в могильный склеп.
В каждый захваченный район Берлина входили советские артдивизионы. Тысячи пушек и катюш вставали сплошной стеной на захваченных аэропортах Темпельхоф и Гатов, в парках и скверах, обрушивая поток снарядов на кварталы нацистского сопротивления. С неба валилась тысяча тонн бомб в рамках операции "Салют".
На земле танки и самоходки СССР разносили в хлам видимые цели прямой наводкой, но несмотря на это 1900 танков будет потеряно в ходе Берлинской операции. Как же так? Все дело в том, что немцы занимали позиции не на баррикадах, окопах и дотах. А в развалинах, подвалах, окнах, грудах камнях и чердаках. Там где неочевидно для русских.
Немецкие танки вкапывались в землю, артиллерия стояла в неочевидных местах, большой урон приносили зенитные башни Берлина. Но главную опасность представляли немцы с фаустпатронами, множество фаустпатронщиков от панцергренадеров СС до домохозяек поджидало русские танки повсюду.
И где-то здесь боролся за жизнь и победу сержант Разиковский, водитель-механик на танке № 454 "Иосиф Сталин". Как и многие танки 2-й гвардейской танковой армии Жукова, их танк тоже пытался защититься от фаустпатронов приваренными к броне немецкими кроватями. Помогало не всегда, кровати срывало, в одно место прилетали две гранаты, а еще у немцев были мины, бутылки с зажигательной смесью, ручные гранаты.
А до немецких засад бывало и метра два, ибо окна, щели, ямы и окопы на улице повсюду. Главной защитой ИС-2 стал пехотный десант на броне и осторожность, экипажу 454-го повезло сохранить и то и другое. И сейчас тяжелый батальон ИСов медленно полз по проспекту Сименсштадта. Танки ИС-2 ползли по тротуарам двух сторон, они вели огонь по противоположной стороне проспекта, выдавливая немцев с замаскированных позиций.
А сзади ползла пара СУ- 152, от их убойных выстрелов баррикады разлетались как спички, здания складывались, а трамваи, набитые камнями, превращались в груду щебня. Танковый батальон на ходу стрелял по домам: легче взрывать дома, чем посылать за снайперами солдат. Но потери все равно росли.
В наушниках сержанта Разиковского раздался голос командира: "Впереди площадь метров 500. Выходим медленно". Сержант дал газу, ИС-2 тяжело урча, неохотно выполз на открытое пространство, пехота, прижимаясь к воронкам и стенам, разошлась в стороны. Тут же блеснула вспышка, по башне ударило, ИС-2 качнулся.
"Прямо пушка!", – успел крикнуть Разиковский, но наводчик выстрелил быстрей слов. Танк двинулся вперед, пулемет выпускал очереди трассеров, подсвечивая цель танкам батальона. Оказалось это не пушка, а закопанная "Пантера". И один из ИСов подбит, прежде чем немецкий танк был уничтожен.
ИС-2 прошел еще, но еще три взрыва прогремели рядом. В приоткрытый люк ударил раскаленный воздух с такой силой, что у механика слетел шлем. – Шашку! – крикнул командир танка. Разиковский схватил ее и вскинул вверх. Через мгновение машину заволокло клубами дыма, имитируя горение машины. В подвале дома справа раздались крики и выстрелы, десант уничтожал фаустпатронщиков.
К ИСу подбежал гвардеец и постучав в броню, закричал:" Взяли первый и подвал, на этажах выше фрицы, блокируют нас гранатами. Дай огня!!" Танковые рации заверещали, головная группа батальона повернула башни танков и накрыла верх пятиэтажки фугасами. Из окон полетели тела и камни, показались белые флаги.
Затем новая граната фаустпатрона попала в ИС-2, разорвалась на броне. Горящий металл полился из дыры, раскаленный поток не попал на танкистов, но вызвал пожар в танке. ИС-2 горел, сержант подал машину назад, скрываясь в развалинах. Танкисты забрасывали пламя шинелями и одеялами, пошли в ход огнетушители. Дышать становилось все тяжелей, но танк пятился назад, чтобы выйти из зоны обстрела.
Другой ИС-2 , встал на его место, прикрывая отход. Пламя экипажу удалось загасить, но мотор "зачихал", и, поработав, заглох окончательно в безопасной зоне. Пришла ночь, но битва экипажа за свой ИС продолжалась и в темноте. А на площади Сименсштадта продолжался бой, горели танки, хрипели и падали люди, трассеры метались всполохами. К утру подбитый, но не сломленный ИС-2 снова ринулся в пекло.
ДАЛЬШЕ: глава 22 Подземелья <(жми!)
Битва за Берлин-2: 1 Русские 2 Армия Венка 3 Дети 4 Окраины Берлина 5 Грабежи 6 Вейдлинг 7 Геринг 8 Сталин 9 Мост 10 Гиммлер 11 Войска СС 12 Армия Победы 13 Начало штурма 14 Аэродром Темпельхоф 15 Темпельхоф-2 16 Шпандау 17 Шпандау-2 18 Встреча на Эльбе 19 Операция "Салют" 20 Конец Люфтваффе 21 Танки ИС-2 22 Подземелья
Благодарен за Ваш лайк 👍 I Ссылка на продолжение будет выше