2000 год, ноябрь, колония УФ-91/3, Новосибирск. Строительство подземного тоннеля продолжалось более полугода. Стены укреплялись досками, через каждые 3 метра светили электрические фонари. Бригадир все продумал: вход в тайный лаз располагался в сарае для инструментов и был тщательно замаскирован досками.
Копателям предстояло пройти не менее 70-ти метров. Но тоннель прокладывался медленно, всего по 2-3 часа в день. А сами строители были одеты в тюремные робы.
Успешное открытие риэлторской фирмы
2001 год, август, Ульяновск. Фирма по продаже недвижимости в рассрочку работала всего два месяца, но от клиентов уже не было отбоя. Сотни людей несли свои кровные в надежде в ближайшем будущем заселиться в новенькие квартиры.
Деньги лились рекой. Бухгалтер едва успевала выписывать квитанции. Генеральный директор Сергей Малахов производил на своих вкладчиков неизгладимое впечатление: обходительный и внимательный. Он каждому уделял несколько минут. Казалось, глава фирмы искренне радовался, что может помочь в таком важном деле, как покупка жилья. Не поверить галантному бизнесмену было невозможно.
Нехватка одного из заключенных на перекличке
Колония УФ-91/3, Новосибирск. В канун нового 2001 года заключенные готовились к празднику. В 10 часов вечера предстояла последняя перекличка. Все с нетерпением ждали окончания формальной процедуры.
Сотрудник колонии называл фамилии, в ответ слышалось бодрое «Здесь!». Но, когда проверяющий выкрикнул «Печенкин», воцарилась тишина.
Исчезновение осужденного стало полной неожиданностью для администрации колонии. Печенкин был на хорошем счету, собирался освобождаться условно-досрочно.
Из личного дела осужденного Печенкина:
«Печенкин Евгений Иванович, 1955-го года рождения. По приговору Новосибирского городского суда отбывает наказание в виде 9,5 лет лишения свободы. Осужден за мошенничество в особо крупных размерах. За время нахождения в исправительном учреждении правил внутреннего распорядка не нарушал. Инициативный, ответственный, имеет два высших образования. По решению администрации, назначен бригадиром отряда осужденных».
Поиски пропавшего
В колонии моментально объявили тревогу и общее построение. В милицию Новосибирска было отправлено срочное сообщение о побеге осужденного. В городе ввели план-перехват.
Охрана метр за метром прочесывала территорию исправительного учреждения. Обыскали тюремный клуб, библиотеку, столовую и многочисленные производственные помещения. Но бригадир как-будто растворился в воздухе.
«Был выбран идеальный вариант совершения побега – 31-го декабря. У людей все мысли о празднике», – говорил Юрий Гориненко, заместитель начальника колонии.
Вскоре начались активные поиски с наружной стороны тюремной стены. Наконец, охране повезло. При осмотре лесополосы с севера от колонии был найден свежевырытый лаз. Подземный ход вел в сторону сторожевых вышек.
Сомнений больше не оставалось: преступник совершил тщательно спланированный и хорошо подготовленный побег.
Прибыль с продажи квартир
2001 год, октябрь, Ульяновск. Генеральный директор ООО «Волга-Север» Сергей Малахов довольно откинулся в кресле. На его рабочем столе стояли бутылка водки и стопка. Рядом лежал дипломат. Выпив, бизнесмен бережно погладил кейс, в него он только что положил полтора миллиона рублей из служебного сейфа. Это были деньги, которые доверчивые люди сами принесли к нему в офис, надеясь получить квартиры по доступной цене.
Но Малахов и не думал заниматься финансированием жилищного строительства. Собрав крупную сумму, он скрылся. Теперь его ждал новый город и новые вкладчики.
Что рассказали сообщники сбежавшего заключенного
2000 год, 31 декабря, колония УФ-91/3, Новосибирск. В то время, когда жители Новосибирска слушали новогоднее поздравление президента, в колонии начались допросы. В одиночку вырыть подземный тоннель, глубина которого достигала 7-ми метров, Печенкин не мог физически. У него должны быть сообщники. Вскоре их удалось вычислить.
Валерий Пименов и Павел Котовщиков состояли в бригаде Печенкина. Он был их непосредственным начальником. Осужденные сознались: 8 месяцев они тайно прокладывали подземный ход, но не для себя, а для бригадира Печенкина. Тот смог их убедить, что не собирается совершать побег, а лишь хочет иметь связь с внешним миром.
Из оперативного донесения:
«Валерий Пименов и Павел Котовщиков осуждены за кражи со взломом. До момента ареста употребляли наркотические средства, нигде не работали. По характеру слабовольные, легко подвергаются внушению. Не способны самостоятельно принимать решения. В колонии не имеют ни малейшего авторитета».
Евгений Печенкин пообещал своим сообщникам: как только они отсидят наказание и выйдут на свободу, он щедро отблагодарит их и даже купит каждому отдельную квартиру.
Кроме того, стало ясно, что Печенкин задумал побег, едва став бригадиром. Ему удалось уговорить руководство колонии сначала построить сарай для хранения строительного оборудования, а потом выделить специальное место для складирования песка.
«У нас на тот момент проводилось строительство здания общежития, поэтому мы не возразили его пожеланию», – сказал Юрий Гориненко, заместитель начальника колонии.
Именно в сарае и было начато строительство тайного подземного тоннеля. Песок, извлекаемый из под земли Пименовым Котовщиковым, незаметно высыпался в специально построенный с разрешения администрации контейнер. Расстояние от сарая до контейнера составляло считанные метры. Печенкин все рассчитал.
Отсутствие зацепок
Сбежавший из колонии Евгений был объявлен в розыск. Ориентировки на него отправили в каждый российский регион. Но известий о беглеце не поступало.
Через своих информаторов в преступном мире сыщики пытались выяснить, куда мог отправиться мошенник. Однако Печенкин всегда работал в одиночку и ни с кем из криминальных авторитетов не поддерживал отношения. С женой он развелся в начале 90-х и ни разу не давал о себе знать. Оперативникам пришлось запастись терпением.
Сотни людей обратились в милицию Ульяновска
2001 год, Ульяновск. В правоохранительные органы Ульяновска обратились с заявлениями сотни людей. Поверив шумной рекламе, все они стали вкладчиками ООО «Волга-Север» и надеялись приобрести квартиру в рассрочку под небольшие проценты. Многие продавали все, что у них было.
Когда настал момент выдавать первые квартиры, генеральный директор фирмы Малахов таинственно исчез, а вместе с ним вся наличность из служебного сейфа.
Также выяснилось, что в день пропажи руководитель ООО «Волга-Север» побывал у своего бухгалтера и занял 7 тысяч рублей. С его слов, буквально на несколько дней.
Сыщики тщательно обследовали офис фирмы. Не исключалось, что Малахова похитили. Ведь если предположить, что гендиректор украл полтора миллиона, то он вряд ли стал бы занимать еще несколько тысяч.
При осмотре кабинета руководителя компании внимание оперативников сразу же привлекла полупустая бутылка водки. Она одиноко стояла посреди идеально чистого стола. Позже выяснились обстоятельства, в которые не могли поверить даже опытные оперативники.