Сергей Трикачёв
Сегодня, исполнилось бы 80 лет, герою моего рассказа "Встречи на земле и воздухе" командиру вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-6, Ми-10 Юрию Русинову. Это мой первый рассказ , опубликованный в "Литературном салоне Авиатор" в декабре 2021 года. Через некоторый период после его публикации, ко мне обратилась его дочь, Галина Юрьевна Русинова, так сказать по следам этого повествования. Завязалась теплая дружеская переписка. Много добрых слов, я услышал от неё, как автор. Да и мне было понятно это чувство, когда от незнакомого автора, откуда то издалека читаешь о своем отце и его работе.
Не ведал я тогда, что "созрею " до выпуска своей книги . А когда сложилась эта ситуация и начали формировать макет книги, отбирая рассказы для издания, стало понятно что многие не войдут в эту книгу. По количеству, нужно было выбрать не более 35 рассказов из примерно семидесяти. Как оказалось это совсем не просто, все они по своему были мне близкими. Но без раздумий, этот рассказ я вставил в оглавление книги. Ведь не знаешь, получится ли когда либо продолжить начатое дело, которое может растянуться на длительный период. И личное общение подталкивало к такому решению.
По мере оформления книги, пришлось обратиться к архивным фото семьи Русиновых. Как и водится, в процессе работы, бывает не до позирования. Внешняя картинка работы пилотов почти всегда приукрашена, а за ней стоит и черновая, закулисная часть, от грубой физической работы, загрузки и разгрузке вертолета , заправки разными методами вплоть до ведер, до швартовки и чехления лопастей , так и при ночевке на какой ни будь буровой, снятием и перемещением аккумуляторов в зимнее время в теплое помещение. Да иногда и потеет спина от психологических перегрузок. Работа есть работа. Так и оказалось, что почти все фото раннего периода, на вертолетах Ми-4. Наверное в молодые годы, в этом есть необходимость. Запечатлеть себя, причастным к авиации, работе и романтике голубого неба. С годами, это становится по рабочему обычным и рутинным. Во множестве случаев и выделяются только запоминающиеся особые случаи. Впрочем как и этот мой рассказ, именно об этом. Когда впервые встретившись, в далекой Тадибе-Яхе, мы не сразу нашли общий язык........ для этого надо было чему то случиться. Что подробно изложено в рассказе.
В ходе работы над книгой, Галина Юрьевна, выслала мне сохраненное сочинение из школьной тетради о своем папе. По детски наивное, но искреннее и трогательное. Главная прозвучавшая тема, это ответственность, коллегиальность и любовь к работе.
Почти два месяца работы над формированием книги и сдача её в тираж. Седьмого ноября электронная версия было передана в типографию и ожидание, ожидание...
Книга была получена мной из типографии 22 декабря 2022 года и практически сразу началась отправка по заявленным адресатам читателей. Далекая Ухта, место проживания Русиновых оказалась далековата. Но практически к Новому году бандероль с книгой была доставлена, что было приятно для нас, меня как автора и Галине, как читателя и члена семьи Юрия. В первую очередь, книгу прочитала мама Галины, Людмила Николаевна Русинова..........жена Юрия. И как сказала Галина Юрьевна, теперь эта книга войдет в семейный архив, на память внукам и потомкам настоящего Авиатора - Юрия Андреевича Русинова.
В книгу не вошли в силу обстоятельств документальные фото, которые размещаю в этой публикации. Может кто то узнает и себя, это касается Авиаторов Ухты, которые много лет работали на Ямале в Харасавее в 1976-80 годах на развивающейся площадке "КомиГазПром", строителями которой была сделана первая дорога из бетонных плит в тундре. Да и первая пятиэтажка была завезена туда караваном судов, проведенным атомным ледоколом "Лениным" в 1976-77 году. Тоже не без приключений, ибо в 1976 году завезли 3-4 и 5 этажи здания, а 1 и 2 завозили в 1977 году.
В переписке Галина отправила мне стихотворение посвященное своему отцу........Трогательно, проникновенно, вырванное из души! И очень достойно!
Стоял апрель, весенний день!
Всё как обычно дом - работа!
Никто не знал, что этот день - последним будет у пилота!
В родное небо к облакам,
он шел спокойно безмятежно.
А вечером в его семью,
ворвется горе безутешно.
В одно мгновенье, как плевок,
жизнь вдруг надвое разделилась.
Судьба иль просто злостный рок,
но где же в мире справедливость?
А все могло бы быть иначе.......
и рухнул мир троих людей!
И каждый год мы горько плачем
и проклинаем этот день!
Официальное сообщение о катастрофе 30 апреля 1981 года .
Экипаж 302 летного отряда выполнял работы по обслуживанию экспериментального специализированного управления №5 (ЭСУ-5) треста «Союзгазспецстрой». В день ЧП экипаж выполнил два полета с грузами на внешней подвеске - с участка Самоцветный в Вуктыл перевез два бака весом 6000 кг и 8000 кг.
В 13:49 мск экипаж вылетел с вертодрома Вуктыл в третий полет с грузом на внешней подвеске - цистерной объемом 50м3, длиной 9 м, диаметром 2,7 м и весом 3200 кг, которую следовало доставить на вертодром Велью (91 км от а/п Ухта с азимутом 81°). Увязка емкости произведена двумя тросами заказчика диаметрами 19 и 22 мм, со средней длиной каждого 12-14 м. Один трос обвивал емкость на удавку, через его свободный конец проходил второй трос, который двумя своими заведенными на петлю концами крепился к крюку троса внешней подвески вертолета.
При расследовании ЧП выявлено, что оба троса заказчика не соответствуют «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора - имеют завязанные петли на концах, без предварительной оковки, отсутствуют клейма с указанием грузоподъемности, даты испытания. Стороны строп имеют прижимы, сплющивания, деформации в виде петель. Предъявление для перевозки груза на внешней подвеске нестандартного тросового оборудования создало предпосылку к возникновению аварийной ситуации.
Полет до места назначения проходил без отклонений. После захода на посадку и зависания командир вертолета опустил груз на землю. После доклада борт оператора, что груз на земле, КВС приступил к ослаблению тросов внешней подвески с целью укладки груза. Отцепка тросов заказчика от крюка основного троса внешней подвески производилась путем их сброса борт оператором.
После ослабления тросов внешней подвески емкость находилась в вертикальном положении и какой-то небольшой период времени стояла вертикально с небольшим раскачиванием. При висении вертолета с ослабленными тросами на величину до 1 м у емкости появилась тенденция к падению вперед-вправо по положению вертолета. Видя это, штурман, находящийся в нижней кабине, сказал по СПУ: «Осторожно!». Командир вертолета, реагируя на эту команду, с целью поддержания емкости в вертикальном положении, увеличил высоту висения увеличением общего шага на 2,3°, что привело к созданию вертикальной скорости на подъем до 2 м/с. Момент подъема вертолета совпал с моментом падения самой емкости. Вследствие одновременного действия на трос внешней подвески двух сил - натяжения от падения емкости и натяжения от подъема вертолета, трос в районе узла завязки петли лопнул. По заключению комиссии, разрыв троса при его соответствии установленным требованиям был бы невозможен.
Причиной его разрушения является нарушение технологии его подготовки заказчиком.
После обрыва троса емкость продолжила падение. Вертолет зафиксировался с увеличением высоты на 2-3 метра от его первоначального положения. На внешней подвеске остался трос длиной 12 м (штатный трос внешней подвески вертолета длиной 5 м и оставшаяся часть троса заказчика длиной 7 м), который с амортизировал в несущий винт с левой стороны и захлестнулся на лопасть №4, повредив ее, а также подвесной топливный бак.
Захлестнувшийся трос создал тормозящий момент для несущего винта и, увлекаемый винтом по ходу вращения, был сброшен на левую часть вертолета. Ударом троса находившийся на левом пилотском кресле командир вертолета был смертельно травмирован. Вертолет получил повреждение остекления левой части пилотской кабины.
Дальнейшее пилотирование осуществлял проверяющий, который увеличил режим работы двигателей вводом коррекции, восстановил обороты несущего винта до 79% и произвел посадку на дорогу в 93 м от вертодрома (63°31’СШ, 55°10’ВД). Происшествие произошло в 15:00 мск.
Фото № 6 Галина Юрьевна Русинова с книгой и моими Пожеланиями, на долгую Память.Публикация рассказа "Встречи на земле и в воздухе" 1- 7 части от 8 декабря 2021 года
14 января 2023 года.
Предыдущая часть:
Продолжение: