Лето 1957 года в Поволжье выдалось особенно засушливым. Казалось, что солнце решило всю землю выжечь. Всю влагу высосать из нее , чтобы ни капельки не осталось. Все земля потрескалась , а в воздухе стояло марево. Днем зной был невыносимым. На полях уныло стояли стебельки озимой пшеницы , а яровая уже и не подавала надежд.
Председатель колхоза Потехин Александр Степанович рано утром вышел на крыльцо своего дома и с тоской посмотрел в голубое, без единого облачка, небо.
«Опять ни черта»,- подумал он.
- Иди завтракать ,-сказала жена Люба.
- Не хочу. Молока налей. Поеду по бригадам сейчас. Посмотрю что там у них.
Он выехал на своем уазике в первую бригаду, самую безнадежную.
- Ну что тут у тебя , Петрович, - обратился он к бригадиру.
- Известно , что . Ничего. Все сгорело. Ни былинки не осталось.
- Плохо. А может еще есть надежда.
- Нет , Степаныч, разве что ячмень поднимется едва,- предположил Яков Петрович , бригадир первой бригады.
Александр Степанович очень не хотел появляться во второй бригаде. Он опасался встречи с Юркой Тепляковым. Он боялся, что мужчина догадывается о связи Александра Степановича с его женой Зиной.
Зина вся такая аккуратненькая и милая, пленяла сердца многих мужчин колхоза. Но предпочтение отдала конечно , Александру и не потому, что он председатель , а потому что она была влюблена в него еще со школы.
Зиночка моложе Александра на 3 года. Она так была в него влюблена в школе, а он ее совсем не замечал и вот только , когда он пришел из армии , то заметил как изменилась Зина. У них был роман, а потом Александр Степанович уехал учиться в город . Высшее образование получать. А Зина вышла замуж за Юрку. Не удержалась она , в какой-то момент поддалась Юркиным чарам и , ну и забеременела.
- Позор-то какой ,- говорила мать Зины.
- Но ведь Юрка обещал жениться .
- А ведь если обманет ?
Зина тоже очень переживала. Но Юрка не обманул , сыграли свадьбу. Только всю жизнь Зина без любви прожила с Юркой.
- Твоя –то невеста замуж за другого выходит , - говорила Александру мать , когда она приехал из города .
- То есть как?
- А вот так. Не ходи ты туда.
Александр Степанович часто вспоминал ,как они тогда подрались с Юркой. В милиции долго сидели, протокол на них составляли. Больше он старался с Юркой не общаться , да ведь деревня. Ничего не скроешь.
Пришлось, когда Александра сначала агрономом назначили , а потом и председателем.
С Зиной они украдкой стали встречаться. Не сразу. А лет через пятнадцать , когда уж председателем был. И ведь знал , что дойдет информация до райкома, не сносить ему тогда головы. Рисковал . Рисковал и любил.
А Зина все такая же цветущая была , как и в молодости. Юрка попивать начал , да скандалы устраивать . Только Зина пригрозила ему , что пожалуется и его партбилета лишат . Враз присмирел Юрка. Но злобу на них обоих заимел. Так и жили. Жена Александра Степановича тоже догадывалась , но молчала , потому что любила своего Сашу. Она тоже отсюда была , из сельских. Александр потом на ней женился . Уж когда институт окончил и приехал в родной колхоз. В одном классе они учились с Любой. Предложил просто:
- Пойдешь за меня?
- Да, -ни минуты не раздумывая ,- сказал Люба.
Люба работала бухгалтером в правлении колхоза. Очень уважали ее сельчане. Она была воспитана, и характер у нее был спокойный. А еще уважали за то , что не зазнавалась она , что жена председателя.
Сын у них вырос уже . Совеем взрослый Сережка был. Вот все никак не женится . А так все шло своим чередом.
А Сережка с ума сходил по Насте Полухиной. Вот только она замужем была за Колькой Полухиным. До чего вредное семейство было эти Полухины. С людьми не общались , ото всех людей забор высокий поставили , да собак цепных завели злых, целую свору.
Свекровь не больно ласково относилась к Насте. Они вообще с ней не особенно считались. Так ведь она сирота была. Это Колька по ней с ума сходил , добивался ее. Ну и некуда уж потом было деваться Полухиным, когда он ее привел.
- Беременная она от меня , -сказал Колька.
- Ой, батюшки , -всплеснула руками будущая свекровь , а уж поздно было. Ну куда деваться , сыграли свадьбу. Сергей в это время в армии был. А когда пришел из армии , невеста его уже чужая жена.
Люба видела , что Сережка мается. Материнское сердце чуткое.
- Сережа , ну может быть в клуб сходил бы ,- говорила ему Люба.
- Нет , мама , не хочу.
- Ну , а чего ж сиднем дома сидеть.
- Не хочу ,-резко сказал Сергей и вышел в двор.
«Весь в отца», - подумала Люба.
Как-то встретил Сергей Настю у родника.
- Настя , уходи ты от них. Я тебя с ребенком возьму ,-говорил Сергей.
- Нет , Сережа, видно доля моя такая, -грустно сказала Настя.
- Да какая доля? Что ты все придумываешь?
- Нет. Не надо , уходи, -говорила Настя. – Колька узнает , убьет меня.
Шло время. Насте невыносимо стало в доме свекрови и свекра.
Люба не спала всю ночь . Она замечала за Сашей, что он часто уезжает по вечерам ,якобы поля проведать. А сам бывает неизвестно где. Приезжает весь какой-то растерянный . Любе в глаза не смотрит.
А совсем недавно Люба Зину в сельпо встретила. Так Зина на нее посмотрела ,как царица на чернавку. У Любы сердце зашлось. Поняла она все. Сразу поняла. Но как сказать мужу, не знала.
- Сережа , -говорила вечером Люба своему сыну,- вижу я душа у тебя болит.
- У тебя тоже болит, - сказал неожиданно Сергей матери.
- Как это? А ты откуда знаешь?
- Да что ж я слепой что ли? Знаю, что отцу не веришь ты, и правильно делаешь.
Люба не нашлась даже чего ответить.
А через два дня Сергей привел поздно вечером Настю с ребенком. Сбежала Настя от мужа. Напился он и гонял ее по двору.
- Мама , я не один , -сказал Сергей , держа на руках трехгодовалого ребенка.
- Ой, да вижу. Проходите , проходите. Мальчика вот здесь , Настя , вот сюда , давайте положи его , Сереж, - распоряжалась Люба.
Настин сын Матвейка спал.
- Добрый вечер. Тетя Люба , Вы меня простите , -начала Настя.
- Настя , все хорошо. Ничего не надо объяснять. Мне ведь самое главное , чтоб сын мой счастлив был ,- сказал Люба и заплакала.
А позже вернулся сам Александр Степанович.
- Люба , я не одобряю этого, - сказал он. – Ты же знаешь , Полухины непростые люди. Беды с ними не оберешься. А я все-таки председатель.
Люба встала , прикрыла дверь в передние комнаты.
- Председатель , говоришь. Надо же вспомнил. А ты , дорогой председатель , не забыл о своем моральном облике? – спросила она, побледнев.
- Ты о чем? – так и застыл Александр Степанович.
- Да я о Зинаиде , о полюбовнице твоей. Сережка-то с Настей распишутся . Там все законно будет. А ты что делать собираешься , а?
- Ой, не знаю , Любаня , совсем я запутался, - вдруг сказал Степанович своей жене. – Что мне делать?
- Раньше надо было думать, когда только начинал эту порочную связь. Ты понимаешь , что до райкома дойдет , ты полетишь к чертям собачьим с этой своей любовью? Тоже додумался, старый дурень .
- А может я и не такой еще старый , - хорохорился председатель перед женой.
- Может и не старый, -устало сказала Люба. - Только вот , подумай , как ты в глаза сельчанам смотреть потом будешь. А мне уже все равно . Лишь бы у Сережки все хорошо и ладно было.
Настя развелась с мужем. Долго буйствовал Колька, но развод дал. Настя и Сергей с облегчением вздохнули и расписались.
А Александр Степанович долго еще не мог решиться. До осени мучился.
А когда собрали спелую рожь. Когда , наконец, закончилось это знойное лето , и пошли первые сентябрьские дожди, сказал он Зине такие слова:
- Зина , не позора боюсь , хотя тоже не приятно. А не хочу я семьи наши разбивать, ну было по молодости лет. Так ведь все прошло уже. Ты прости меня , запутался я немного. Я Любу свою люблю. Жена она мне. По закону и по совести жена. Не могу я ее предать и Сережку придать не могу. Родные они мне.
- А меня , значит , можешь?- спросила Зина.
- Зина , не надо , не начинай. У тебя ведь тоже семья . С Юрием вы столько лет вместе. Ведь сломать – то все легко , да ведь построить трудно.
Он повернулся и пошел к дому. И как-то ему так легко сразу стало , словно плиту гранитную со своих плеч снял.
А через месяц Степанович заметил , что люди к нему отношение изменили. В глаза ему открыто смотреть стали . Видно было , что не держат они на своего председателя злобы и обиды за его такое поведение. Видно , что простили и поверили . Ведь председатель пример для них. Ведь уважали сельчане его. Его слово –то закон был . А теперь всем так стало легко. Вот только Зина так и не смотрела на своего председателя. Она притихла и старалась не попадаться на глаза Потехиным.
Подписывайтесь на мой канал, если понравилось, не забывайте, пожалуйста, ставьте лайки автору, пишите комментарии.Подписывайтесь! У нас тепло и уютно. Спасибо. Мира и добра вам и вашим близким.