Найти в Дзене
Случайный встречный!

Башмаки и шинели.

Оглавление

Повесть "Шинель" Николая Гоголя - это очень разностороннее произведение, в котором автор смог рассказать о многих вещах и явлениях, популярных в жестоком чиновничьем свете его времени, при этом писатель смог это всё оборотить в сатиру, однако же, наводящую на большое количество мыслей и ощущений.

-2

Стагнация и терпеливость.

Акакий Акакиевич Башмачкин - главный герой повести, абсолютно малозначительный человек в своём департаменте, являющийся лишь поводом для шутки для своих сослуживцев. Будучи мелким чиновником, он только и может, что переписывать тексты и даже находит в этом весь смысл своей жизни; чиновничек буквально живёт переписыванием. Не замечая ничего вокруг, кроме своих текстов, он до последнего терпит насмешки молодых людей, работающих вместе с ним. Отвечает лишь в том случае, если издевательства переходят все границы, например, толчки в руку, ужасно мешающие работать. Но даже в таких ситуациях жертва только и говорит: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?". Эта фраза некоторым кажется настолько жалкой и грустной, что они отстают от писаря, как случилось с одним их новичком. Но издёвки не прекращаются, и герой терпит их изо дня в день, утопая в своих записях, буквально обожая свой почерк и получая наслаждение от своей работы. Но, несмотря на это, он не может идти выше по карьерной лестнице, что подтверждается в случае, когда ему дали задачу посложнее: поменять заглавный титул и изменить глаголы с первого лица в третье. С этим, казалось бы, элементарным заданием наш Башмачкин не справляется и с этих пор навсегда остаётся переписывать письма. Из этого можно сделать вывод, что переписчик стагнирует и не способен идти вперёд, его развитие остановилось на простейших задачах, которые он выполняет каждый день, даже у себя дома: после обеда он тихонько садится за стол и снова переписывает. При этом Гоголь подчёркивает, что над героем потешаются не только шутники с работы, но и судьба: частенько ему на голову падает какая-то дрянь из окон типа извести, мусора и прочего и случаются разные неприятности. Многие боятся быть, как он: одинаковые дни без привычного для людей веселья, однообразное занятие за мелкую зарплату, робость и бесхарактерность - но Башмачкина такое существование вполне устраивает. И вот врывается злополучная шинель.

-3

Одежда как ключ к совершенствованию.

Обновление гардероба для незаурядного писаря стало чем-то вроде двери к социализации. Если раньше над ним только смеялись, совсем его не уважали, то после приобретение новой вещицы заместо его "капота" молодые люди, хоть и ненадолго, но потянулись к герою, начали его поздравлять и позвали на светский вечер. У Башмачкина появилась возможность выйти за рамки своего почерка и букв и хотя бы обратить своё внимание на мир. Только за счёт новинки он уже сделал первый шаг к социальному и личностному росту, придя на весёлое собрание разномастного высшего света. Однако же шинель не изменила характер своего владельца, который не мог понять, что ему делать. Он ни с кем не говорил, не играл, не ел и всё старался уйти, потому что уже давно пробило двенадцать - время сна. Эти отмазки, поиск причин и сам характер героя - это цепи, которые не позволяют ему развиваться, а только сковывают и не дают получить удовольствие от выхода из зоны комфорта. Насчёт этого персонажа можно вывести одно суждение - он не может развиваться из-за своих привычек, своих устоев и темперамента в целом.

-4

Другая сторона человека.

Однако о Башмачкине можно сказать и другое. Да, ему очень трудно двигаться со своего насиженного места, он безвольный и слабохарактерный, но главный вопрос состоит в одном: а хочет ли он другого? Ответ - нет. Гоголь описывал, как горячо герой обожает свою работу, что всё в мире ему кажется его строчками и буковками, и он почти никогда не замечает что-то другое. Его комнатушка, призвание, чин, терпение унижений - Башмачкин ведь ни на что из этого не жалуется, его всё устраивает. Я уверен, что он был бы не против умереть с пером в руках. Тогда как его осуждать за стагнацию и, может, деградацию, если он не хочет двигаться дальше? Я считаю, что Башмачкин любит свою жизнь и, хоть Николай Васильевич и смеётся над его сущностью, но всё же не каждый так горит своим делом, как "ветеран" департамента.

-5

Сатира над чинами.

В основном она проявляется именно в эпизоде со значительным лицом. Значительное лицо, которого в произведении автор так и называет - это новоиспечённый генерал, к которому главный персонаж пришёл как жертва ограбления. Писатель представляет его как человека с добрым сердцем, но который зазнался после получения столь высокого чина. Когда генерал появлялся на каких-то вечерах, где было общество по рангу ниже, он даже не вступал в беседы, хоть и желал, потому, что считал это слишком фамильярным. Нормально он общался только лишь со своими товарищами и людьми, равными с ним по званию. Для подчёркивания своей важности генерал сделал несколько вещей, например, абсолютно бесполезный и ненужный процесс подачи заявления к нему: канцелярия - столоначальник - секретарь и только потом уже он сам. Именно при встрече с ним в Башмачкине ярко проявляется его слабохарактерность и поклонение кому-то свыше, за что Акакия можно назвать "маленьким человеком". И конечно же читатель понимает, что весь персонаж - это насмешка над жаждой власти и всеобщего признания и уважения, присущим высшему свету того времени, причём насмешка умелая.

-6

На этом я всё! Живите жизнь, какую хотите, как наш Башмачкин! Удачи!

Мои статьи:

Фёдор Достоевский. "Преступление и наказание".

Всепоглощающая "Тоска".

Жертва безумной любви, или как Эраст Лизу "любил".

Напишите, какое произведение Гоголя ваше любимое? Знаете ли вы что-нибудь интересное о нём, как о человеке?

Поддержите меня лайком и подпиской, мне будет очень приятно! :3