Приветствую всех любителей автотуризма! В данной статье мы рассмотрим альтернативную Крымскому мосту автодорогу на полуостров Крым через Мариуполь, Бердянск, Мелитополь и Джанкой. Основываться будем на немногочисленных видео проехавших данный маршрут в последние месяцы. Каковы плюсы и минусы маршрута по сравнению с дорогой через мост - Вы узнаете из данной статьи.
Хочу обратить внимание, что в данной статье рассматривается ситуация "де-факто" - мы не обсуждаем здесь принадлежность территорий, политические и военные вопросы - нас интересует исключительно автодорога с точки зрения автотуриста и пользователя, собирающегося в ближайшие месяцы, в том числе летние, в Крым - несмотря на сложную ситуацию на фронте и тяжёлую экономическую ситуацию в стране.
Краткое описание. Составность автодороги.
Разберем более подробно сухопутный путь в Крым. Отправной точкой для путешественников и грузоперевозчиков, движущихся в обход Крымского моста с севера возьмём 1027-й километр трассы М4, откуда мы можем продолжить движение далее, на Краснодар и Крымский мост, или, выбрав сухопутный путь, выйти на Северный обход Ростова-на-Дону с дальнейшим движением на Таганрог, Новоазовск и Мариуполь.
После проезда Мариуполя (его преодоление возможно двумя маршрутами, о которых речь пойдёт далее) - маршрут на Крым выглядит следующим образом: Мангуш (в обход или насквозь), Бердянск (в обход), Приморск (насквозь), Мелитополь (в обход или насквозь), Новоалексеевка (мимо), и далее до КПП "Джанкой" на территории Республики Крым (на Джанкой, Симферополь).
Справочная информация о протяжённости следования в различных субъектах/областях:
- Протяжённость маршрута по территории Ростовской области - 157 км.
- Протяжённость маршрута по новым территориям - 366 / 371 км., из них Донецкая Народная Республика - 94 / 99 км., Запорожская область - 204 км., Херсонская область - 68 км.
- Протяжённость маршрута по Республике Крым (расчёт ведём до пересечения Московского ш. и а/д А291 "Таврида") - 117 км.
Сравнение расстояний при движении через Крымский мост и новые территории (расчёт ведём до пересечения Московского ш. и а/д А291 "Таврида"):
- Маршрут через Крымский мост (вариант через М4, Ленинградскую, Тимашевск, далее в обход Славянска по А289, А290) / через Краснодар - 722 / 761 км.
- Маршрут через новые территории - 630 / 634 км.
Выход на маршрут с севера. Ростовская область, КПП "Весёло-Вознесенка"
После поворота с М4 на 1027-м км. (лучше всего сворачивать именно здесь, в районе аэропорта "Платов") нас встречает широкая четырёхполосная дорога:
Ориентир для поворота с М4 "Дон" на эту автодорогу простой: как только дорога при движении "на Ростов" из четырёхполосной превратилась в шестиполосную - готовьтесь к повороту.
Далее двигаться нужно по Северному обходу Ростова-на-Дону - преимущественно двухполосному. На пути будут встречаться многочисленные круговые движения - проходим их прямо, "на Таганрог". Завершающий перед автодорогой А280 участок - новый, открытый пару месяцев назад. К сожалению, также двухполосный - однако позволяющий избежать сквозного движения через населённый пункт Чалтырь.
А280 встречает нас в четырёхполосном исполнении. Таковой она будет оставаться до 36-го километра, до хутора Пятихатки. Капитальный ремонт здесь ведётся с 15-го по 20-й километр - возможно сужение до двух полос. А с 36-го по 45-й километр (от Пятихаток до поворота на Таганрогскую птицефабрику) ведётся расширение дороги.
После 45-го километра дорога практически на всём маршруте двухполосная. Отдельно буду упоминать по ходу статьи, где это не так.
Пройдя ещё около 60-ти километров, мы приближаемся к границе с Донецкой Народной Республикой. На 117-м (после таблички "117") километре А280 находится последняя АЗС "Лукойл". Вообще, рекомендуется заправиться перед прохождением новых территорий, в особенности если нет наличных средств (банковские карты на АЗС там не принимают, а если и принимают, то не везде).
Пробку перед КПП со стороны Ростовской области (как и со стороны Джанкоя) можно мониторить при помощи "Яндекс.Карт". Есть сервисы по отслеживанию очереди, например такой. Учтите, что очередь для легковых и грузовых автомобилей раздельная. Каких-либо дополнительных документов кроме стандартных (паспорт, ОСАГО, права, СТС) согласно отзывам уже проехавших таким путём в Крым не потребуется. Также будьте внимательны - на февраль 2023 года на новых территориях введен комендантский час с 21:00 до 5:00 (Херсонская, Запорожская области) и с 23:00 до 5:00 (ДНР). В открытых источниках есть информация об отсутствии комендантского часа в выходные в ДНР. Будьте внимательны и проверяйте информацию. Движение в комендантский час запрещено - необходимо будет остановиться и дождаться его завершения - за соблюдением следят сотрудники Росгвардии и военные на блокпостах на маршруте.
С точки зрения обычного автопутешественника/водителя легкового автомобиля рекомендуется прибыть на КПП до полудня - иначе в Крым до начала комендантского часа можно не успеть.
- Протяжённость участка - 157 км.
- Особенности участка - не считая пробок перед КПП "Весёло-Вознесенка" - каких либо особенностей нет.
Донецкая Народная Республика. Путь до Мариуполя.
После прохождения границы нас встречает отремонтированная дорога. Держим путь на Новоазовск. Между Новоазовском и Мариуполем - в районе посёлка Широкино - когда-то проходила граница ДНР / Украина - будьте внимательны, несмотря на то, что вдоль дороги производилось разминирование территории.
Примерно от поворота на село Бердянское до Мариуполя дорога имеет четыре полосы.
- Протяжённость маршрута - 48 км.
- Особенности участка блокпосты в крупных городах (могут не работать), отсутствие мобильного интернета (обычная связь есть), оплата топлива/услуг преимущественно наличными, действует комендантский час (ДНР), наличие блокпостов.
Транзит через Мариуполь
Классический маршрут через Мариуполь (с подвариантами) пролегает по улицам: поворот на проспект Единства, дальнейшее движение по улице Мамина-Сибиряка, Заозёрной, Никопольской, поворот на проспект Металлургов, поворот на проспект Мира с дальнейшим выходом на Бердянск. Протяжённость от проспекта Единства до поворота на аэропорт Мариуполя - 18.7 км. На карте выше обозначен синим. Возможен проезд и по соседним улицам (существенной роли не сыграет).
Альтернативный маршрут пролегает мимо комбината "Азовсталь" по улицам: Голубенко, Мерзляка, Гурьевская, Набережная, далее через временный мост через р. Кальмиус к улице Шевченко, бульвару Шевченко с выходом на улицы Куинджи или Металлургов и далее по стандартному маршруту по проспекту Мира.. Протяжённость от проспекта Единства до поворота на аэропорт Мариуполя - 14.6 км.
- Протяжённость маршрута - 19 км. (через Азовсталь - 15 км.)
- Особенности участка: наличие блокпостов (могут не работать), отсутствие мобильного интернета (обычная связь есть), оплата топлива/услуг преимущественно наличными, в городе есть 2 банкомата Промсвязьбанка (необходимо уточнять, работают ли), действует комендантский час (ДНР).
Мариуполь - Бердянск - Мелитополь. Запорожская область.
Трасса в большинстве своём новая, после ремонта, нанесена разметка.
Есть участки ремонта между перед Бердянском - с реверсивным движением - по состоянию на февраль 2023.
Между Бердянском и Мелитополем ремонт практически закончен.
Стоит обратить внимание, что маршрут в Крым пролегает по объездной Мелитополя. Однако его можно проехать и насквозь. Между поворотом на объездную и Мелитополем (в его пригороде, Константиновке) в декабре диверсантами был подорван мост (через реку Молочную или её плавни) - однако уже построена объездная дорога - на случай подрыва аналогичного моста на объездной дороге.
- Протяжённость маршрута - 194 км (до конца объездной Мелитополя).
- Особенности участка: отсутствие мобильного интернета (обычная связь есть), оплата топлива/услуг преимущественно наличными, действует комендантский час (ДНР, Запорожская область), наличие блокпостов (могут не работать).
Мелитополь - Республика Крым, Херсонская область, КПП "Джанкой"
На данном участке ремонт продолжается - здесь ремонт дороги был начат позднее участка до Мелитополя. Есть как уже отремонтированные участки, так и участки с удовлетворительным качеством полотна, до которых ещё не добралась техника дорожников. Низкое качество полотна наблюдается в районе КПП у границы Крыма и Херсонской области (как со стороны Крыма, так и со стороны Мелитополя).
- Протяжённость маршрута - 112 км.
- Особенности участка: отсутствие мобильной связи, оплата топлива/услуг только наличными, действует комендантский час (Запорожская область, Херсонская область), наличие блокпостов, необходимость прохождения паспортного контроля на границе с Крымом (КПП "Джанкой").
Граница с Херсонской областью - Джанкой - Симферополь
Автодорога от границы Херсонской области мимо Джанкоя до "Тавриды" в отличие от многих на территории Крыма почти не ремонтировалась - рассматривается вопрос о её ремонте - но местные власти боятся возможных разрушений из-за военной техники. Поэтому её состояние можно оценить лишь как удовлетворительное. Дорога по территории Крыма двухполосная - до посёлка Новоандреевка - после которого до Симферополя - 4 полосы.
- Протяжённость маршрута - 117 км (от КПП "Джанкой" до а/д "Таврида")
- Особенности участка: особенности отсутствуют, минимум нового асфальта.
Сравнение с маршрутом через Крымский мост. Плюсы и минусы. Краткий прогноз редактора.
Маршрут через новые территории: плюсы:
- Более короткий маршрут - разница в среднем около 100 км.;
- Вероятно более низкая загруженность в курортный сезон, многие побоятся ехать по новому маршруту;
- Новый, неизведанный маршрут для любителей чего-то нового, увидеть своими глазами ужасы войны;
- Более надёжен в плане диверсий: попытки подрыва Крымского моста могут повториться, в случае диверсии на обозначенном маршруте восстановить его работоспособность можно будет достаточно быстро (предусмотрены дублирующие переправы через крупные реки).;
- Выгоден для путешествующих на Западный Крым - выигрыш в расстоянии может оказаться ещё более существенным.;
- Отсутствие платных дорог.
Маршрут через новые территории: минусы:
- Находится близко к зоне военных действий (минимальное удаление на 27.02.2023) - около 70 км (от главной артерии на юг - трассы М4 "Дон" - фронт удалён минимум на 160-180 км.);
- Отсутствие интернета на большей части маршрута, АЗС, ограниченное использование банковских карт;
- Наличие КПП и блокпостов, существенно замедляющих движение, в особенности для большегрузного транспорта;
- Качество полотна автодороги может оказаться хуже на некоторых участках в связи с большой нагрузкой со стороны большегрузов;
- Для отдыхающих в Восточном Крыму невыгоден в принципе;
- Тяжёлые впечатления от проезда разрушенного Мариуполя (объездной у города нет).
Спасибо за внимание
Исправления и дополнения приветствуются. В материале могут быть ошибки и опечатки. Материал в целом может оказаться несколько противоречивым, будьте вежливы в комментариях!
Тех кто ездил по этой дороге и имеет свежую и полезную информацию о транзите через новые территории - также добро пожаловать в комментарии!
Подписывайтесь на Youtube и Telegram проекта Автодороги России.
Информационная карта автодорог России: получить доступ к карте или посмотреть статью-инструкцию по использованию