Всегда интересно было узнать, по какому принципу появлялись те или иные дороги? Почему, например, трассу М-4 в Воронежской области проложили именно там, где она находится сейчас, а не в другом месте? Почему между деревнями в области дороги проходят по одним местам, хотя логичнее и короче было бы совсем по другим? Как оказалось, ответ на этот вопрос, как впрочем и на возникновение трассы в нашей области из обычной "животинной дороги", можно найти в очень старых летописях, что нам и удалось сделать.
"Проезд многотысячной орды по травяным степям или песчаным берегам реки оставлял, разумеется, надолго примятый след. Эти самые следы следы копыт, называемые "конный нарыск" или "сакмы", как называли их татары, служили путеводной нитью для последующих набегов и в течение времени, от часто повторявшихся движений конных ратей по одним и тем же местам, обратились в проторенные шляхи".
Это все говорится в книге от 1902 года, под редакцией С. Зверева. Называется она "Древние татарские шляхи Воронежской губернии" и говорится там, в том числе, о том, как возникла та самая современная М-4 в нашей области. В годы написания книги она, что естественно, так еще не называлась. На севере это было "Задонское шоссе", ну а на юге, на самом деле, существовало много дорог. К слову сказать, современного юга Воронежской области и не было совсем, там было просто "дикое поле".
"По этим самым шляхам наши сторожевые дружины ходили разорять татарские улусы, а в более мирное время смелые "порубежники" решались "чумаковать", то есть ходить с возами за солью и рыбой в крымские места. Этими же шляхами, волей-неволей ходили из Крыма в Москву и обратно Ордынские и Московские послы, сопровождаемые военными людьми".
То есть, грубо говоря, прошла конница, наша или неприятеля, один раз через поле, следы оставила, и по ним уже все туда-сюда давай ходить. Зачем искать новую дорогу через леса и степи, если вот она уже есть, натоптанная, кто-то же по ней ходил уже.
"Летописи и исторические акты сохранили нам названия главных шляхов из Крымских улусов на Русь. Все они собирались между Днепром и Доном, потому как могучие водные столбы представляли собой слишком трудно преодолимые природные препятствия и невольно ограничивали собой область крымских набегов. "Калмиусская сакма" была самым восточным из этих шляхов и шла от берегов Азовского моря, от исторической реки Калки, или Калмиуса, прорезая собою Воронежскую губернию".
Так что, можно смело сказать, что трасса М-4 в Воронежской области - это частично та самая "Калмиусская сакма", которую изначально использовали для набегов на русские города.