Провинциал приезжает покорять мегаполис и становится «акулой бизнеса». В водном царстве также: угорь перебрался из рек в моря, обзавёлся плавником, да и прозвище себе выбрал солидное — «конгер!».
Заметное отличие
Морской угорь заметно перещеголял в габаритах речного собрата. Если в пресной воде плавают особи 1.5 метра длиной, то в солёной вырастают до 2,4! Это самки. Самцы же больше напоминают речных родственников — длина в 1,2-1.3 м их вполне устраивает. Но отличить конгера от пресноводного «провинциала» можно иным способом.
На спине конгера заметен плавник. Начинается сразу за грудными и почти сливается с хвостовым. Если такая рыба появится на поверхности, испуг придётся лечить всеми доступными средствами.
В семье… Не без отходов!
Большинство угрей — любители тёплых вод. Конгер же считается самым холодолюбивым представителем семейства. Воды Атлантики, Бискайский залив, Средиземное море, Босфор и Мраморное море — всё это наш герой уважает. А вот в акваторию Чёрного почти не заходит.
Гены предков не спят в этом «хищном шланге». Даже в холодном ареале конгер старается разместиться близ самых тёплых течений. Глубина не имеет значения: хоть на поверхности, хоть в пучине морской.
Цветные ленты
Глубоководные конгеры примеряют сероватые оттенки. На поверхности, наоборот, актуальна умелая маскировка! Здесь много пищи и также много врагов. Тёмно-коричневая спина сливается с цветом воды, если смотреть сверху. А пузо двухметровой «ленты» — кремовое, что не даёт узнать конгера снизу. И только мальки — полностью коричневые. Почему? Чтобы можно было отличить от взрослых!
Не жадный, а домовитый
Ест конгер много. В обычное-то время много, а перед нерестом и вовсе открывает слив в бездонную пропасть. Треска и сайда, омары и осьминоги, головоногие и ракообразные. В это время морской угорь практически не перестаёт охотиться.
Пасть конгера оснащена сразу двумя рядами зубов. Первый исполняет роль столового ножа. А второй — как вилка! Зубки здесь мельче, но острее. Если конгер не наест жира, то не сможет обзавестись потомством!
Не уйдёшь!
Скалистое дно, подводные рифы, морской мусор — всё это даёт конгеру замечательную возможность охотиться. Хитрец прячет ленточное тело в углублениях и нишах, а снаружи оставляет голову. Мясистые губы легко принять за пищу, поэтому добыча буквально сама плывёт в пасть конгера.
Если на подступах цель попытается изменить траекторию, конгер сделает один единственный рывок. Быстро и точно морской угорь схватит обед и замрёт в ожидании следующей партии. От конгера не спрятаться!
«Вы мне не мешаете»
Конгер — убеждённый асоциал. Некомфортно живётся ему даже среди сородичей, поэтому на охоту рыба выходит ночью. Рифы и скалистое дно годятся для промысла, но абсолютно бесполезны в качестве укрытия. Поэтому морской «шланг» рыщет в поисках песчаного дна!
Змеиными движениями конгер разрывает нору и устраивается в ней до наступления темноты. Если при «раскопках» выяснится, что под песчаным «одеялом» была мурена, то конгер спокойно разделит с ней «комнату». Если кто другой — выгонит!
Дело всей жизни
Конгер в принципе живёт для того, чтобы воспроизвести как можно больше себе подобных. Можете представить сколько нужно физических сил, чтобы за один раз выдать от 3 до 8 миллионов икринок? Первые пять лет «шланг» радуется жизни и не помышляет о потомстве.
Как только организм будет готов к воспроизведению себе подобных, конгеры отправятся на нерест. Обычно это большая глубина — до 3000 метров! Здесь же новоиспечённые родители найдут свой вечный покой.
Пусть мама услышит!
Икринки развиваются очень медленно, а их будущая «прописка» напрямую зависит от морских течений. Когда икринка достигнет 16 см, то станет плоской и прозрачной. Такую стадию развития ихтиологи называют лептоцефалом. По сути — это личинка рыбы: ещё не малёк, но уже не икринка. Лептоцефалу предстоит долгое путешествие!
Будущий охотник дрейфует в заливах среди водной растительности, игнорируя открытые пространства. Превращение в малька занимает около двух лет и сопровождается сложными метаморфозами. Хоть фантастические фильмы снимай!