Найти в Дзене
По дорогам сказки

Почему Иван Царевич доверял волку?

В сказке «Иван Царевич и серый волк» есть некоторые моменты, сразу не совсем понятны. И чем больше я про эту сказку думаю, тем больше таких интересных моментов «всплывает». Про волка я уже писала, а здесь мы порассуждаем, отчего же все-таки столь замечательное по своим волшебным качествам животное неоднократно помогало упрямому, своевольному юноше (пусть даже и царских кровей). И, главное, почему Иван Царевич не боялся волка? Ведь тот съел коня, мог и Ивана за один присест скушать. Знакомство этих двух персонажей происходит в лесу, когда Иван начинает поиски пропавшего коня. И тут появляется волк, сознается в поедании лошадки и предлагает свои услуги в качестве ездового животного. И не только. Ещё и консалтинговые услуги в сфере похищений. В целом, он добросовестно все исполняет, а в конце сказки даже оживляет царевича, собрав буквально по кусочкам. Зачем ему это все? Жил бы себе, по лесу бегал сытый… Тут все дело в древнем обычае. У многих народов до сих пор он сохранился: гостя нужно
Иллюстратор Станислав Ковалёв
Иллюстратор Станислав Ковалёв

В сказке «Иван Царевич и серый волк» есть некоторые моменты, сразу не совсем понятны. И чем больше я про эту сказку думаю, тем больше таких интересных моментов «всплывает». Про волка я уже писала, а здесь мы порассуждаем, отчего же все-таки столь замечательное по своим волшебным качествам животное неоднократно помогало упрямому, своевольному юноше (пусть даже и царских кровей). И, главное, почему Иван Царевич не боялся волка? Ведь тот съел коня, мог и Ивана за один присест скушать.

" Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче". 
Иллюстратор Николай Кочергин
" Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче". Иллюстратор Николай Кочергин

Знакомство этих двух персонажей происходит в лесу, когда Иван начинает поиски пропавшего коня. И тут появляется волк, сознается в поедании лошадки и предлагает свои услуги в качестве ездового животного. И не только. Ещё и консалтинговые услуги в сфере похищений. В целом, он добросовестно все исполняет, а в конце сказки даже оживляет царевича, собрав буквально по кусочкам. Зачем ему это все? Жил бы себе, по лесу бегал сытый…

Тут все дело в древнем обычае. У многих народов до сих пор он сохранился: гостя нужно непременно приютить и накормить. Ведь в образе гостя дом может посетить бог. И это поверье зафиксировано во многих сказках. Приведу пару примеров. В итальянской сказке женщина отдала свою долю маленького хлебца голодному страннику. Спустя какое-то время, чтобы хоть как-то успокоить голодных детей, она варила в котле камни. Странник просит накормить и его тоже, на что хозяйка дома говорит правду. И тут же чудесным образом каменный бульон превращается в мясную похлебку, в кладовой появляется вино и сыр, а в шкафу хлеб.

"— Клянусь тебе, там нет ничего, кроме камней, — сказала бедная женщина и, подбежав к котлу, черпнула из него большой деревянной ложкой. Как же она удивилась, увидев в ложке большой кусок варёного мяса!
— Я же говорил, что пахнет мясом, — сказал старик. — Зови детей ужинать."
(Итальянская сказка "Похлебка из камней").
Художника, к сожалению, не знаю. Если опознали автора, пишите в комментариях.
"— Клянусь тебе, там нет ничего, кроме камней, — сказала бедная женщина и, подбежав к котлу, черпнула из него большой деревянной ложкой. Как же она удивилась, увидев в ложке большой кусок варёного мяса! — Я же говорил, что пахнет мясом, — сказал старик. — Зови детей ужинать." (Итальянская сказка "Похлебка из камней"). Художника, к сожалению, не знаю. Если опознали автора, пишите в комментариях.

В сказке братьев Гримм «Золотой гусь» младший брат делится со старичком лепешкой и вином, а за это получает чудесную птицу и, благодаря этому, женится на принцессе. На лицо воздаяние не просто за хороший поступок, но и за кормление.

"Попили они, поели, и сказал человечек Дурню: "Сердце у тебя доброе, и ты со мною охотно поделился всем, что у тебя было; за то и я хочу тебя наделить счастьем. Вот стоит старое дерево; сруби его и в корневище найдешь подарок." 
Затем человечек распрощался с Дурнем.
Пошел Дурень к дереву, подрубил его и, когда оно упало, увидел в корневище дерева золотого гуся." (Братья Гримм "Золотой гусь")
Иллюстратор Лев Каплан
"Попили они, поели, и сказал человечек Дурню: "Сердце у тебя доброе, и ты со мною охотно поделился всем, что у тебя было; за то и я хочу тебя наделить счастьем. Вот стоит старое дерево; сруби его и в корневище найдешь подарок." Затем человечек распрощался с Дурнем. Пошел Дурень к дереву, подрубил его и, когда оно упало, увидел в корневище дерева золотого гуся." (Братья Гримм "Золотой гусь") Иллюстратор Лев Каплан

Кормление, угощение духов, богов – традиционное действо у многих народов. Самый известный ритуал – кормление огня – домашнего духа-покровителя. А еще существовали фигурки божков, которых хранили и периодически кормили, особенно если надо было выполнить какую-нибудь просьбу. О них я уже упоминала в других публикациях. Сказочный пример – куколка Василисы. Ей девушка отдавала каждую крошку, каждую корочку, а за это получала волшебную помощь.

"Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчевает её, приговаривая: 
"На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?".
Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у неё уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена". (Русская сказка "Василиса Прекрасная")
Иллюстратор Kinuko Y. Craft
"Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчевает её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?". Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у неё уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена". (Русская сказка "Василиса Прекрасная") Иллюстратор Kinuko Y. Craft

Поэтому-то Иван Царевич волка не побоялся. Он ведь осознанно выбрал дорогу, где «коня потеряешь». Конь – это жертва духу того мира, который начинается за камнем на распутье. Мира, населенного чудесными существами – огненной птицей, златогривым конем, прекрасной царевной.

Иллюстратор Станислав Ковалёв
Иллюстратор Станислав Ковалёв

Спасибо, что дочитали))))

Наталия Трясцина.

Также об этой сказке можно почитать публикации:

Почему братья так жестоко расправились с Иваном Царевичем?

Какими волшебными свойствами обладал волк?

Почему царь так рьяно оберегал золотые яблоки?

Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.