В сказке «Иван Царевич и серый волк» есть некоторые моменты, сразу не совсем понятны. И чем больше я про эту сказку думаю, тем больше таких интересных моментов «всплывает». Про волка я уже писала, а здесь мы порассуждаем, отчего же все-таки столь замечательное по своим волшебным качествам животное неоднократно помогало упрямому, своевольному юноше (пусть даже и царских кровей). И, главное, почему Иван Царевич не боялся волка? Ведь тот съел коня, мог и Ивана за один присест скушать.
Знакомство этих двух персонажей происходит в лесу, когда Иван начинает поиски пропавшего коня. И тут появляется волк, сознается в поедании лошадки и предлагает свои услуги в качестве ездового животного. И не только. Ещё и консалтинговые услуги в сфере похищений. В целом, он добросовестно все исполняет, а в конце сказки даже оживляет царевича, собрав буквально по кусочкам. Зачем ему это все? Жил бы себе, по лесу бегал сытый…
Тут все дело в древнем обычае. У многих народов до сих пор он сохранился: гостя нужно непременно приютить и накормить. Ведь в образе гостя дом может посетить бог. И это поверье зафиксировано во многих сказках. Приведу пару примеров. В итальянской сказке женщина отдала свою долю маленького хлебца голодному страннику. Спустя какое-то время, чтобы хоть как-то успокоить голодных детей, она варила в котле камни. Странник просит накормить и его тоже, на что хозяйка дома говорит правду. И тут же чудесным образом каменный бульон превращается в мясную похлебку, в кладовой появляется вино и сыр, а в шкафу хлеб.
В сказке братьев Гримм «Золотой гусь» младший брат делится со старичком лепешкой и вином, а за это получает чудесную птицу и, благодаря этому, женится на принцессе. На лицо воздаяние не просто за хороший поступок, но и за кормление.
Кормление, угощение духов, богов – традиционное действо у многих народов. Самый известный ритуал – кормление огня – домашнего духа-покровителя. А еще существовали фигурки божков, которых хранили и периодически кормили, особенно если надо было выполнить какую-нибудь просьбу. О них я уже упоминала в других публикациях. Сказочный пример – куколка Василисы. Ей девушка отдавала каждую крошку, каждую корочку, а за это получала волшебную помощь.
Поэтому-то Иван Царевич волка не побоялся. Он ведь осознанно выбрал дорогу, где «коня потеряешь». Конь – это жертва духу того мира, который начинается за камнем на распутье. Мира, населенного чудесными существами – огненной птицей, златогривым конем, прекрасной царевной.
Спасибо, что дочитали))))
Наталия Трясцина.
Также об этой сказке можно почитать публикации:
Почему братья так жестоко расправились с Иваном Царевичем?
Какими волшебными свойствами обладал волк?
Почему царь так рьяно оберегал золотые яблоки?
Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.