Мой дед оказался на войне за несколько месяцев до своего 18-летия. Всю войну прошел на передовой фронтовым разведчиком, снайпером. Два года уже не получал весточки с родных краев, а здесь в ноябре 1943-го освободили Смоленск и он оказался недалеко от своего дома. Дед посчитал такое стечение обстоятельство знаком судьбы и потому решил воспользоваться моментом. Его не испугал ни лютый 30 градусный мороз, ни сугробы по колено. Ведь родная деревня находилась буквально в нескольких километрах от места их дислокации. Надо сбегать, навестить. А то, что поле усеяно минами и что окрестностям шатаются недобитые группы немцев, так это ерунда. Договорился со своими, чтобы в случае чего прикрыли его, если начальство вдруг начнет интересовать солдатом. Мол, скажете, да где-то шатается поблизости, щас вернется. Условились на сутки. И с наступлением сумерек двинулся в путь.
На рассвете, прибежав в родную деревню, деду предстала страшная картина – все дома были разрушены или сожжены. Но, увидев знакомую бабку, она ему сказала: «Нет, твои все живы и поселились у кумовьев». Ещё пару километров. Цель достигнута! День на общение. Вечером в обратный путь. Возвращался злющий, голодный, мечтая, чтобы по дороге в часть попались какие-нибудь фашисты, недобитки. Второпях немного заплутал и отклонился от прежнего короткого маршрута. Пришлось пробираться, как потом оказалось, по линии фронта на территории противника. И днем, чтобы сократить расстояние, пошел по открытой местности. Открытой настолько, что до леса было метров 500. И тут, откуда не возьмись, появилась колонна фашистской бронетехники. На его счастье, он проходил возле небольшого облезлого куста, единственного на всю округу. Вот и залег возле него. Перепугался до смерти. За несколько секунд вся жизнь пролетела перед глазами. Колонна приблизилась. До дороги было около 70-80 метров. Пришлось лежать, не двигаясь около 6 часов, так как фрицы решили перекурить и перекусить именно на этом участке дороги. Спасло его только то, что на нём был новенький маскхалат, который навязал ему сослуживец (его пришел в негодность), кустарник, который волею судьбы оказался поблизости и глубокие сугробы. Полную экипировку одел, чтобы на особистов не нарваться. Не думал же, что придется в тылу врага прогуливаться.
В общем, пока лежал, планировал план отступления. Снайперская винтовка была на готове. Хотя какое отступление? До фашистов рукой подать, Пару выстрелов не успеет сделать, как они в решето его превратят. Время зря не терял, запомнил количество техники, фрицев, их вооружение и даже место будущей дислокации колонны, поскольку во время перекура солдатики-фюрера об этом упомянули в разговоре (к счастью, дед немного понимал на немецком). Даже на винтовке сделал насечки количества боевых единиц, чтобы не забыть. Мало ли что? Когда колонна проехала рванул в свою часть. И так уже опаздывал. Радости не было предела. Это сейчас относительно легко об этом рассказывать, - говорил дед, а тогда 6 часов, лёжа без движения на холодном снегу, стараясь, чтобы пар изо рта не выдал меня, показались вечностью. Но, это далеко не конец данной истории.
Видать уж очень торопился, и от радости потерял бдительность, потому как после произошедшего, каждый советский солдат - офицер казались самым близким человеком. В общем, попался на глаза особисту из соседней части. Товарищ видимо был с приветом, поскольку вышел подышать воздухом в 5 часов утра, когда за окном трескучий мороз в 30 градусов. Увидел моего деда в полном обмундировании и учинил допрос, откуда ты свалился и куда путь держишь. Ну, дед огляделся по сторонам – ни души. И с нежданчика зарядил ему в челюсть и через полчаса уже был в расположении, довольно похрапывая в компании своих сослуживцев. Он расчитывал, что его все-таки пронесет, поскольку на улице была темень, да и свидетелей поблизости не было. Но особист был не промах и быстро вычислил деда с помощью метода "исключения". Если не наш значит "соседский" - из соседней части, в маскировке - разведчик. А кто у них из разведчиков самый наглый? Короче, деда без лишних слова потащили за шкирку к особистам. Стали его допытывать, почему шляется посреди ночи в чужой части и по какой причине осмелился ударить старшего по званию еще и особиста. Естественно, про увиденных фрицев говорить ничего не стал. После принятого удара по лицу краснопёрый обвинил бы его ещё и в предательстве.
«Свой» особист наблюдал за происходящим без особого интереса и искренне хотел отмазать молодого салагу. Но "соседский" ни в какую не идет на попятную, плюется ядом и орет на всю часть, мол арестовать поганца! Под трибунал его! Ладно, ваша взяла - сказал дед. Сдает документы, оружие и говорит: «В сортир хочу. Мое последнее желание». Ну и "сосед" повёл его до гальюна с пистолетом в руках. Ох, напрасно он не послушал коллегу, который посоветовал ему - не связывайся с ним. Ну, подумаешь, в ухо получил. Потому что как только открылась дверь обычного деревенского туалета, "синеухий" глазом моргнуть не успел, как оказался головой вниз в человеческих фекалиях, да еще и пистолет туда же уронил. Дед, услышав булькающие звуки не только снизу, но и позади особиста там, где седалищный нерв, извлек тело, которое держал за ноги и обернулся. "Свой" особист наблюдал за происходящим издалека и катался по снегу, не в силах даже заржать. "Синеухий засранец" ушел мыться и думать, как достать теперь своё оружие.
Успокоившись, краснопёрый нашей части поманил деда за собой. Дед честно, как на духу, выложил ему, куда и почему он мотался ночью. Рассказал и то, что увидел в родной деревне пятнадцать человек в хатке-мазанке, без дров и еды, потому как немцы всю скотину порезали, да и урожай толком собрать не удалось. Рассказал, в общем, что узнал. Полдеревни перебили, как партизан. Впрочем, полноценных партизан из них не получилось, оружия нет. Зато пакостили фашистам все, от мала до велика, как только могли. Вы говорите, за Родину? Вот моя Родина! Вот! А этот хорёк хотел мне помешать отомстить за всё это! Трибуналом!
Особист посерьезнел. Даже погрустнел. Задумался.
Тут вернулся отмывшийся, но всё ещё вонючий «засранец» и принялся орать пуще прежнего. Мол, он вышестоящему начальству сообщит. Через секунду «свой» особист опять оказался «пацталом», потому как дед выдал:
— Чего сообщишь? Как в дерьмо нырял? Да сообщай. А я молчать не буду. Всё расскажу. С подробностями. Даже как ты обделался. Особист предпочёл никуда не сообщать.