Для новых читателей: этот блог посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литмаркете, на Бусти и на Литрес. Знакомлю со своими героями и мирами, объясняю детали, рассуждаю о фантастике в литературе и искусстве.
Я тут писала о проблемах литературного изображения инопланетных учебных заведений, как местных, так и межгалактических.
Въедливый читатель может спросить: а зачем автора понесло в космолингвистику и прочие науки университетского цикла? Пиши о том, что знаешь изнутри! Но только в космическом антураже. И будет тебе счастье (читатели, подписчики, роялти, респект). Военные космические академии уже сто раз были, магических развелось уже тысячи. А музыкальных, кажется, либо нет, либо они где-то прячутся в густых джунглях сетературы.
С музыкой на самом деле сложнее всего.
Во-первых, чтобы писать о ней, в ней нужно всё-таки разбираться. Я-то профессионал, а обычные писатели и читатели шарахаются от нашей тематики как мифическое рогатое существо от ладана. Такие термины, как "цис-транс-изометрия" или "псю-меон-трансгрессия" (не знаю, что это!) их в тексте не смущают, а невинный "доминантсептаккорд" вгоняет в ступор.
Во-вторых, столь узко специальные темы мало кому интересны. Даже космолингвистика, как оказалось, не привлекает толпы читателей.
В-третьих, при мало-мальских претензиях на правдоподобие (в фантастике априори не может быть реализма!) возникает куча вопросов.
Прежде всего: а как там у инопланетян с музыкой?
- Музыка - это искусство осмысленной композиции специально отобранных звуков.
У всех ли разумных существ имеются органы для их восприятия?..
Как писал Мандельштам в стихотворении "Ламарк",
Он сказал: "Довольно полнозвучья, Ты напрасно Моцарта любил, Наступает глухота паучья, Здесь провал сильнее наших сил".
Арахноидам (а они у меня имеются!) бесполезно проигрывать шедевры Моцарта. У них нет слуховых органов. И даже если они расшифруют золотой диск Вояджера, ничего не поймут.
Ну, или как один персонаж из "Гранатового браслета" Куприна жалуется, что у кого-то слух - "как у рыбы трески". Может быть, с рыбой он не совсем прав (некоторые рыбы звуки издают, а значит, как-то и воспринимают), но музыкальное образование им явно ни к чему.
Даже такое высокоинтеллектуальное существо, как аисянин, профессор Уиссхаиньщщ, начисто лишен понимания музыки и вообще интонационного строя. Он не осознает, насколько жуткое впечатление производит тембр его лингвочипа на окружающих, пока ему об этом честно не сообщает храбрая Юлия Цветанова-Флорес.
- Чтобы воспроизводить музыку, необходимы органы, приспособленные для этого. Связки, ротовое отверстие, какие-нибудь стрекочущие крылышки (как у цикад), а для инструментальной музыки - лапки, пальчики (желательно штук по пять на каждой конечности - плюс-минус, в разумных пределах).
Наши человеческие инструменты рассчитаны на физиологию гомо сапиенс. Конечно, зайца можно научить бить в барабан, но играть на скрипке - вряд ли. Если у инопланетян физиология сильно отличается от нашей, здешние музыкальные инструменты им не подойдут (а нам - их инструменты, если они у них есть).
Хотя придуманные мною уйлоанцы очень похожи на людей, при обучении игре на скрипке у них возникают чисто физиологические проблемы. И они держат скрипку, на человеческий взгляд, неправильно. Впрочем, и у землян такие способы иногда встречаются, только не в академическом исполнительстве.
- Привезти в дальние миры музыкальные инструменты с Земли крайне проблематично.
Это безумно дорого. Просто нереально.
В книге Терри Вёртса меня впечатлила сумма: транспортировка на орбитальную станцию бутылки воды обойдется в 20 000 долларов. И ведь это не бог весть какой капризный в обращении предмет. А та же скрипка? А виолончель? А - совсем сумасшедшее дело - арфа или рояль?..
Дело не только в весе, хотя и в нем тоже. Все инструменты требуют кучи сертификатов и огромной суммы страховки (в перемещениях через границу в пределах Земли тоже). И упаковки. Для струнных и духовых делают особые футляры (а это тоже вес). Рояли перемещают в разобранном виде (оргАны тоже, в ящиках). И для каждого нужны дополнительные аксессуары. Для струнных - струны, смычки (это тоже сложные технические устройства!), волос для смычков канифоль, средства для мелкого ремонта. У духовых - свои прибамбасы. И так далее.
Я об этом думала. Велико было искушение внедрить в иных мирах наши музыкальные традиции, но в полной мере это не вытанцовывалось.
Всё-таки у меня оказались на Тиатаре пресловутая скрипка, а затем и еще кое-что (набор довольно диковинный): гитара, синтезатор, японское кото, блокфлейта, свирели и что-то еще. Совсем без музыкантов в моей космоопере не обошлось. Один из них даже гений!
Но музыкальной академии или консерватории там нет. Такова суровая правда фантастической жизни.
Читайте "Хранительницу" на Литмаркете, на Бусти и на Литрес (у Литмаркета роялти заметно больше, доход на Бусти идет прямо автору), подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Всякая помощь автору полезна и приятна