Сегодня быть учителем непросто. Это нам говорят и сами педагоги, у которых мы когда-либо учились, и фильмы, и книги. И если про насущные проблемы современных преподавателей мы знаем многое (хотя бы бесконечное заполнение электронных дневников чего стоит!), то про жизнь учителей более 100 лет назад нам известно довольно мало. Сегодня мы посетим школы Российской империи XIX века, чтобы познакомиться с ними поближе. Присаживайтесь поудобнее. И приятного путешествия!
Какие были школы?
В России школьное образование начало формироваться в последней четверти XVIII века при Екатерине II, однако особое развитие оно получило уже при Александре I и Николае II.
1. Классические гимназии.
Они появились в 1864 году, когда вышел Указ, разделяющий гимназии на классические и реальные. Здесь преподавалось пять основных предметов: математика, Закон Божий, русская словесность, латынь и греческий язык. Также несколько дополнительных: чистописание, история, география, рисование и еще один иностранный язык. Можно сказать, что классическая гимназия – это аналог современной средней школы. Обучение здесь было платным, а потому ее учениками, как правило, были дети дворян и чиновников.
2. Реальные училища.
Они относятся ко второму типу общегражданского образования. Обучение в них, подобно сегодняшним физматам и инженерным школам, предполагало подготовку ребенка к поступлению в технические вузы.
3. Земские школы.
К ним преимущественно относились начальные училища, в которых преподавали словесность, арифметику, грамоту, а также некоторый объем математики, истории и естественных наук. Учениками в основном были дети крестьян, небогатых мещан, торговцев и ремесленников, поскольку это образование было бесплатным.
Что изучали в школах?
Как мы уже поняли, школы XIX века – это не просто стихи в альбомах и клятвы в верной дружбе, как нам рассказывал А.С. Пушкин. Наоборот, это сложная, пускай и не до конца сформированная, структура. Поэтому давайте заглянем в классы учебных заведений тех времен и узнаем, что тогда изучали дети.
Начнем с приходских училищ – начальных школ при церковных приходах. Учителями здесь были диаконы и священники, которые обучали сельских ребят азам арифметики, письма и чтения, а также основным молитвам. Специальной учебной литературы у учителей, конечно, не было.
В список предметов уездных училищ обязательно входили Закон Божий, арифметика, грамматика, естественная история, русская и всеобщая география. Кроме того, школьникам полагались соответствующие учебники, чернильницы и перья, а в самих кабинетах всегда можно было найти глобусы и подробные карты.
Что касается гимназистов, то они изучали такие предметы, как математика, коммерческие науки, политэкономия, физика, статистика, технология, география, история, естествознание, французский и немецкий языки, латынь, философия, изящные науки и рисование. Чуть позже к ним добавились Закон Божий, греческий язык и логика, а философия, коммерческие и политические науки были исключены из учебного плана.
В классических гимназиях, больше ориентированных на гуманитарное образование, упор был сделан на латинский и греческий языки, а русский язык, история, литература, география ушли на второй план. С реальными гимназиями ситуация обстояла иначе: школьникам в первую очередь в большом объеме преподавали математику, естествознание, физику, коммерцию, механику и химию.
Ученицы женских гимназий, помимо основных предметов (например, географии и литературы), изучали рукоделие, гимнастику и уроки гигиены. В отдельных случаях можно было пройти курс о методах преподавания и воспитания.
Сколько зарабатывали учителя?
Материальное положение школьных учителей в XIX веке – не самый глубоко изученный вопрос в научной литературе. Однако мы точно знаем, что, например, в конце столетия средняя годовая зарплата при нагрузке в 12 основных и 16 дополнительных часов равнялась порядка 2 тысячам рублей. Для сравнения фельдшер уездной больницы в год могут получить около 800 рублей, а чиновник уездного правления – 750. Вполне неплохие цифры. Вспомним хотя бы героя чеховского «Учителя словесности», жившего в «квартире из восьми комнат, которую нанимал за триста рублей в год со своим товарищем».
О высоком статусе учителя в дореволюционной России свидетельствует не только его заработная плата, но знаменитый «Табель о рангах». Согласно ему, к учителю начальной школы, приравненному к капитану армии, следовало обращаться «Ваше благородие», а к преподавателю в реальном училище – «Ваше высокоблагородие».
Каким должен был быть школьный учитель?
С появлением в 1804 году в Санкт-Петербурге Педагогического института в стране возникла потребность в централизованном управлении системой образования будущих учителей. Соответствующая публицистика тех лет утверждала несколько ключевых принципов, которым должны были следовать преподаватели: религиозность, трудолюбие, ответственность, справедливость, дисциплинированность и патриотизм.