Пока реклама настойчиво внушает «вы этого достойны» и «твоя жизнь – твои правила», отдельная группка бунтарей прекратила борьбу под солнцем. Довольствоваться малым, много о себе не думать и не держаться за пребывание на земле – вот их правила. О них и пою негромкую песню свою…
Не знаю, как вы, а я устал от харизматичных успешных личностей. Точнее, от якобы необходимости таким быть. Я давно усомнился, что нужно ставить только высокие цели и выбирать лучшее. Наверное, переел рекламы и просто постарел. Люди, точно знающие, как жить и за что бороться, отныне кажутся пустой гремящей посудиной.
Мне стали смешны пропагандисты ЗОЖ. Как-то занесло на свидание с миловидной дамой. Ресторан, ужин, мой комплимент её сияющей красоте, а в ответ… Лекция о пользе пеших прогулок. Дескать, милый вы мой, мне ведь уже 43, и ещё недавно я была как выжатый лимон, ни на что не было сил. Стала разбираться, прочитала уйму литературы, купила умные часы и ещё кучу прибамбасов, чтобы отслеживать циркадные ритмы сна. Спустя год получилось: часы показали качество сна 90%...
Я в душе не чаю, что это значит, и подозреваю лютый маркетинговый кульбит, но зааплодировал. Вдохновившись, дама продолжала – про меню и важность воды с лимоном по утрам, про субботние прогулки по паркам и лесу, про выбор правильного шагомера…
Я запаниковал. Пытался свернуть разговор на кино и новые книги, на сериалы, на людей, коллег, светские сплетни – оцените бездну отчаяния! Я молился, чтобы она чисто по-людски пожаловалась на дороговизну маникюра и неудобную колодку в туфлях – умоляю, хотя бы слово на человеческом языке. Но увы, айсберг не дрогнул…
И тогда я разозлился: если не завершить ужин скандалом, она доест и уснёт прямо за столом – чтобы достичь качества сна 92%. Я спросил, ради чего всё это. Ведь моя фея, судя по всему, здорова и социально успешна. Зачем это – строжайшее меню, спать с электрической подстилкой в ногах, дышать по вечерам распаренной мятой, а по утрам мазать за ушами лимонным аромамаслом?..
Та и бровью не повела: «Чтобы жить как можно дольше». Отломила хвостик петрушки: «И качественнее»…
Усадив в такси, отправился на пешую прогулку до дому. Дурак ты, Полуянов, хоть и старый, и умный. Повёлся на симпатичную, неглупую, стройную. И нарвался на такую пустышку, что хоть вой. Какая злая ирония: не интересный, бессодержательный человек все силы бросал, чтобы продлить своё существование. От неё ни света, ни тепла, одни только шагомеры и количество вдохов-выдохов в минуту – при отягощении и без оного. А, вроде же дочь у неё есть, но даже имени не упомянула. Но дай волю – хотела бы остаться на веки вечные. С надлежащим качеством сна, разумеется.
Ещё один такой проповедник ЗОЖа одолевал на работе. Замордовал коллектив, заваривая чаи из хвоща и пердуники – и с шумом поглощая декалитры зелья. Если бы он просто дул чаи – да на здоровье, всё равно слыл «с приветом», но нет же, товарищ активно двигал культуру в массы. Типа «лопух на стол – и стол престол», «береги честь с молоду, а чабрец запасай на зорьке». Он реально доставал рецептами долголетия, сырой свёкле слагал оды, склонял колени пред капустой, а на квашеной был готов жениться…
Однажды допёк настолько, что айтишник, надышавшись угарными парами чая и проплакавшись, спросил: «Сергеич, аспид ты и кровопийца, зачем ты это делаешь? Жрёшь свои отвары нон-стоп? Отравления, что ли боишься, и организм тренируешь?» Сергеич лукаво подмигнул: «До 120 лет хочу прожить. Читал, это нормальный человеческий возраст – при надлежащей эксплуатации организма»… Айтишник говорил, что в тот день едва не рухнула корпоративная сеть от запросов «киллер недорого несложный заказ»…
И снова я: вот странно, да? Обычный человек, серенький, не шибко широк душой, не больно умён – а ты погляди, как себя для мира бережёт!.. Аж создаёт угрозу для ещё пары поколений!..
И вот как-то я проникся сердцем к тем, кто по другую сторону. Кто не боится осиротить мир и растрачивается без сожаления.
Когда белый свет раскололся надвое, решая, вакцинироваться от известной хвори или нет, одна моя знакомая сохраняла почти безмятежность. Её, конечно, дёргали: «Валь, а ты будешь прививаться?» Она: «Наверное, да». Не отставали: «А если побочка? Говорят, это специально для истребления придумали». Она снова: «Ну, значит, истреблюсь». Те в ужасе: «Как? Не дорожишь жизнью?» Она: «Нет, не дорожу. Дети выросли, мужа нет, никого в прозябании не оставлю, а уходить всё равно придётся». И снова лезут: «Валь, ну пожить-то хочется». А Валя: «Ну так и поживём. С прививкой или без – поживём. Главное, чтобы дебильными вопросами не доканывали раньше времени».
Я не знаю, всадила ли она полный комплект или вообще отказалась, но человек жив, активен и стоек. Прямо самурай: «умер» заранее, и дальше себе розочки на даче выращивает. Именно эта способность принять неизбежное без паники, солидно и с достоинством, выглядит подвигом на фоне прочего кликушества «ах, божечки, я такая красивая и хорошая, неужели я когда-нибудь умру».
Другой приятель на редкость долго оставался бездетным. Два брака – ни одного наследника. Десяток романов – мимо. Вероятно, Лёха трепыхался по этому поводу, но на поверхность колебания не выдавал. Как-то обмолвился, что этот вопрос больше волнует женщин на свиданиях, чем его. Поглощая стейк, дамы сокрушались: «Ах, ням-ням-ням, Алексей, как же так, даже следа своего на земле не оставите!» А он, мысленно ставя точку в отношениях, вздыхал: «Мой генофонд отнюдь не уникален, чтобы печалиться о его передаче. Мир ничего не потеряет без меня»…
Так и ходил – величественный и чуть грустный. А потом встретил Галю: несчастная женщина из сил выбивалась, волокла с прогулки пса и хорька. Гордый собачий сын, джек-рассел-терьер, очень торопился домой, хорёк же наоборот упирался и изображал приступы нарколепсии- попросту вырубался, и его тащили на поводке, потом на руках… Ревнивый терьер злобно отвешивал хорю подсрачники, однако тот «спал», как убитый.
Лёха не мог стоять в стороне, и подлый хорь доехал домой на Галиных руках, Лёха нёс сумку и контролировал терьера. А потом чай, слово за слово, вечером свидание. Он, не без тревоги ожидая реакцию Гали, сказал, что к солидному 36-летнему возрасту так и не стал папой. Та улыбнулась: «Бывает. Мне вон 32, тоже нет детей. Зато есть вздорный Федя и истеричный Фуфлик, их хоть бы воспитать»…
Вы уже поняли, что Лёху приняли в беспокойном хозяйстве, особенно хорь Фуфлик – полюбил всем грызуньим сердцем. Чтобы обозначить своего человека, метил его джинсы: опытные хорьковеды наверняка сейчас застонали… Зверьё дебоширило, дралось, опрокидывало, сжирало запасы и воровало – красота, счастье, идиллия. И однажды Галя, ликвидируя очередные последствия дебоша, отчаянно воскликнула: «Ещё и ребёнка в этот бардак!»..
«Какого ребёнка?» - осторожно откликнулся Лёха. «Вот этого!» - Галя сунула ему какую-то бумажечку с полосками…
Насчёт «не оставишь след на земле» - это ресторанные тётки погорячились. Видели бы они, какой след оставляет нынешний Лёха, выезжая на прогулку. Первый – от шин коляски, где спит сердитый лысый Вовка. Следом – его, Лёхины, «лыжи» 44-го размера. Рядом россыпь лап - бестолковый терьер Федя. И наконец крошечные лапки Фуфлика. Правда, иногда они превращаются в «следы волочения тела»: хорь опять из протеста отрубился, и его волокли. Пока не переложили в поддон коляски…
Знаете, я на полном серьёзе считаю, что всё это беспокойное (и любимое) хозяйство случилось с Лёхой, потому что он смирился. Принял, нёс достойно и не кричал в небо – «как же так, почему именно у меня нет диатезного сына Ипполита». Ну, подумаешь, Лёха – не господь бог ведь и даже не космонавт…
Закольцую мысль: мне нравятся люди, которые не носятся с собой, как с писаной торбой. Прямо как у Войнич: «Узри, господь, я жалок, мал и слаб. Песчинка в море смерти — жизнь моя…»
Мне с такими спокойнее работается и отдыхается. Они поняли, что ничто не даётся навечно. Они не считают себя центром Вселенной и не требуют особого отношения. Взрослые, трезвые, ироничные люди – спасибо Создателю за эту несокрушимую армию.
Егор ПОЛУЯНОВ.