воспоминание о былом
Вспомнилось одно событие, которое произошло в теперь уже далёком 1979 году – свадьба, на которую ездили в Костромскую область.
Мы жили в Адыгее. Нам пришло приглашение на свадьбу от родственников из небольшого городка в Костромской области. Замуж выходила младшая сестра мамы. Само торжество должно было состояться в конце августа.
Так получилось, что у родителей на это время выпал отпуск, а у нас с сестрой были ещё каникулы. Поэтому мы решили ехать на свадьбу. Да и с родственниками, которые съедутся из разных мест страны, также хотелось повидаться.
К событию, конечно же, готовились. Для начала достали немецкий чайный сервиз. Только не надо воспринимать это как полностью пустые полки в магазинах. Были различные товары, но при этом эксклюзивные, выражаясь современным языком, а также импортные, не залёживались, а иногда и не доходили до открытой продажи. Но речь не об этом.
К сервизу решили подарить деньги. Стали решать, что возьмём с собой, всё таки с юга едем. Приготовили небольшие ящики с помидорами, баклажанами – синенькими, болгарским перцем: зелёным и красным, сладкой сливой. Естественно сыр российский и адыгейский, несколько палочек копчёной колбасы.
У нас тогда была машина ВАЗ 2106. Выехали затемно. Нам было интересно открывать всё, что проплывало за окном: новые города, реки, виды. Радовали иногда мелочи. Вот интересное, с фасадом в виде колобка, кафе, указатель – до Москвы … км, вид Волги. Помню, что Москву объезжали стороной, но при этом мы смотрели в ту сторону, пытаясь увидеть очертания столицы. Дети, что с нас было взять.
Дорога пошла среди лесных массивов Костромской области. Было немного непривычно после южных просторов и напоминало сказку из фильмов Роу.
Вот и наша цель – маленький городок на юго – востоке области.
Приехали мы в понедельник утром. Пока отдохнули, пока поговорили с родственниками – вот и день пролетел. Следующий день также прошёл в обычных делах и заботах наших родственников. Вечером папа удивлялся: Тань, - спрашивал он нашу маму, - А когда к свадьбе начнём готовиться, времени, ведь не осталось.
- Коля, они люди взрослые, пусть сами решают, - ответила мама.
Только на следующий день отец ждать не стал и подошёл с этим вопросом к тестю с тёщей.
- Да чего переживать, - ответила тёща, - Кабанчика приберём, мяса и картошки наварим, капуста и грибочки есть, водочки купим и готово.
- Ну, нет, так не пойдёт, - сказал папа, - У нас так не делают.
Дальше был большой разговор с родственниками и мамой. Папа распределил, что кому делать, тут же наметили, что приготовят.
Работа в следующие дни закипела с раннего утра на подворье жениха, и два дня пролетели незаметно.
В субботу жених приехал на машине за невестой. У гостей цветочки бумажные на пиджаках, рубашках и платьях. Папа был сватом. До этого здесь не было такого, чтобы жениху устраивали какие – то испытания в виде вопросов.
- Какие у невесты любимые цветы, какой цвет её глаз, какие предпочитает конфеты? Настоящие и шуточные вопросы немного смутили жениха, но он, с немного растерянным видом, отвечал. Затем начался процесс выкупа невесты. Смысл его в том, чтобы, постепенно расписывая достоинства невесты, получить от жениха как можно большую сумму денег, естественно в разумных пределах. Здесь даже может иметь значение, что дружке дали как бы невзначай подержать стопку водки. Ты – представительница невесты - взяла – всё выкуп за невесту получили, отдавайте. Естественно, сват старается не продешевить, тем самым показывая значимость невесты и свой уровень.
Новшество, которого здесь до этого момента не было – удивило, а папино красноречие – поразило. Он не просто отвечал на каждое финансовое подношение жениха, а делал это красиво, словно продолжая рассказ о том, какую прекрасную невесту выбрал молодой.
После этого молодых повезли в ЗАГС, затем по местным достопримечательностям.
Вот свадебный поезд, на машине молодых кукла на капоте, прибыл к дому жениха, и все гости вошли в комнаты. Дальше была натурально «немая сцена» из известной пьесы. Таких столов здесь не видели. На столах было изобилие блюд: отбивные, котлеты, голубцы, перец фаршированный, баклажаны – синенькие в сметане с чесноком, сырно – колбасная, овощная и фруктовая нарезка. Всё красиво, рядочками, с накладочкой разложено по блюдам и тарелкам, украшено узорами зелени. Естественно, местные грибы и квашеная капуста тоже присутствовали на столе.
Подталкиваемые родственниками молодых и сватом, гости разместились за столами. Естественно, первый тост – за молодых. Налили, подняли и выпили. Гости сидят, смотрят на блюда и тихо переговариваются. А над столами такие бесподобные запахи! Сват предложил тост за родителей жениха. Вновь выпили и тихий разговор за столом.
- Так, гости дорогие, а вы почему ничего не кушаете? – обратился сват – папа к гостям.
Повисло неловкое молчание, и тут один из приглашённых сказал: Дак, даже жалко такую красоту трогать.
- А вы просто берите и кушайте, кушайте, - сказал сват и положил в свою тарелку фаршированный перец.
Затем выпили за следующий тост. Гости стали, вначале потихоньку, брать понравившееся им угощение. Затем процесс пошёл, как снежная лавина с горы. Продукты свежие, приготовлено с душой, подано красиво, повод – замечательный, сват – тамада вообще покорил всех своими тостами, прибаутками, историями. Папа в то время работал водителем на межгороде, да и был человеком общительным, ему было, что рассказать. Поэтому застолье получилось таким тёплым, что только смех и песни сопровождали его.
Много интересного тогда открыли для себя местные.
Провожали домой нас тепло, особенно папу, которому практически каждый, кто был на свадьбе, хотел сказать несколько слов и пожать руку. Назад ехали с таким лёгким и приятным чувством, что трудно даже передать.
Прошёл год. Встретились с родственниками в Ленинграде. Они чаще бывали в Костромской области. Они рассказали, что там часто вспоминают свадьбу. Это не удивительно – всего то год прошёл.
Но вот прошло пять, десять лет, двадцать, да – двадцать, а там, в разговорах люди вспоминали свадьбу нашей родственницы: богатый и необычный стол, задорного свата, новые обычаи и душевное тепло, которое окружало всех на торжестве.