Найти в Дзене
Татьяна Бурдина

ИНСТРУМЕНТЫ МОТИВИРОВАНИЯ И ЧУВСТВО ЛОШАДИ.

Когда вы уверены, что с дефицитами у лошадей все в порядке, необходимо перебрать баланс из инструментов мотивирования, которыми вы можете пользоваться.
После наблюдения за пробелами, мы выявляем мотивацию лошади по отношению к человеку. Умеет ли она вообще обращать внимание на вас? Научена ли она учиться?
Этолог Пол МакГриви как то в своей книге «Поведение лошадей» написал, что у многих верховых спортивных лошадей с этим большие проблемы, и их приходилось исключать из когнитивных тестов в силу отсутствия навыка у них учиться даже простой выборке. По его словам для этого гораздо лучше подходили избалованные хоббики, с которыми общение на земле и эмоциональное взаимодействие рядом велось гораздо чаще.
Поэтому не нужно расстраиваться, если лошадь совсем не обращает на вас внимание. Для многих животных, привыкших к человеку наверху, ваше положение рядом будет попросту менее привычно. И с её фокусировкой на вас придется дополнительно поработать.
Если же перед нами лошадь молодая, то чаще

Когда вы уверены, что с дефицитами у лошадей все в порядке, необходимо перебрать баланс из инструментов мотивирования, которыми вы можете пользоваться.
После наблюдения за пробелами, мы выявляем мотивацию лошади по отношению к человеку. Умеет ли она вообще обращать внимание на вас? Научена ли она учиться?

Этолог Пол МакГриви как то в своей книге «Поведение лошадей» написал, что у многих верховых спортивных лошадей с этим большие проблемы, и их приходилось исключать из когнитивных тестов в силу отсутствия навыка у них учиться даже простой выборке. По его словам для этого гораздо лучше подходили избалованные хоббики, с которыми общение на земле и эмоциональное взаимодействие рядом велось гораздо чаще.
Поэтому не нужно расстраиваться, если лошадь совсем не обращает на вас внимание. Для многих животных, привыкших к человеку наверху, ваше положение рядом будет попросту менее привычно. И с её фокусировкой на вас придется дополнительно поработать.

Если же перед нами лошадь молодая, то чаще всего её внимание и не приходится особо на себе фокусировать. Такие лошади всегда тянутся к человеку, если у них в достатке всего остального. И нулевой лошади легче можно предложить любое взаимодействие. И тут важно при подборе инструментов воспитания и мотивирования опять вернуться к Цели.

Для чего вы готовите лошадь?

Если вам нужна максимально положительно мотивированная лошадь, энергично и активно реагирующая на малейший сигнал, необходим эмоциональный обмен на более высоком уровне, и здесь используются другой режим коррекции, и более скоростное переключение лошади с задания на задание, более эмоционально окрашеный обмен с лошадью. И, конечно же, чаще используется положительное подкрепление в разных вариантах (игровые паузы, пищевое подкрепление, почесушки, любимое упражнение и тд), чтобы поддерживать у лошади хорошее отношение к занятиям.

Если нужна учебная лошадь под новичков и детей, то вероятно, высокоэнергичная трюковая работа и "весёлое" либерти подойдет вам меньше всего. А значит лучше выбрать инструменты, призванные максимально успокоить лошадь и сделать её достаточно контролируемой. Здесь на первом месте стоят отсутствие излишней энергичности и инициативы, терпимость к большому количеству раздражителей из окружающей среды. Используется и более ступенчатая последовательная коррекция и наименьшее количество эмоций и голосовой работы, преобладает использование воздействия через дискомфорт и практически не используется пищевое подкрепление для усиления мотивации. Это делает лошадей безопасными, несуетливыми и спокойными при общении с человеком.

Если же необходимо получить нечто среднее между первым и вторым, то вы смело можете использовать все имеющиеся у вас в арсенале инструменты мотивирования. Лошадь можно сделать одновременно очень спокойной, но при этом активно реагирующей на ваши команды. Здесь можно легко переключаться с инструмента на инструмент, правильно подбирая методу мотивирования, соответствующую темпераменту лошади, вашей цели и моменту.

Но главное помнить одно - в либерти высокая положительная мотивация и расположение к работе стоят на первом месте. Размер рабочих площадок, будь то манеж или пастбище, очень разный. И не везде стимуляционная работа срабатывает, заменяясь положительным настроем лошади взаимодействовать с человеком. Соответственно и инструменты для работы всегда будут варьироваться.

Но для того чтобы научиться правильно балансировать, нужно оттачивать не только своё понимание теории обучения животных, но и эмоциональное состояние животного в тот момент, когда вы с ним работаете. Второе намного сложнее, чем просто знание где нужно надавить и снять, где подыграть или похвалить. И вот этим искусством и обладают профессиональные мастеры либерти. Потому что для этого нужно хорошо считывать не только реакции лошади или внешние показатели, но и её настроение.

Хорошо, когда у человека сызмальства есть способности чувствовать эмоции и потребности лошадей, уже имеющих Чувство Лошади. Иногда такие мастера вырастают на родительских фермах и впитывают искусство обращения с животными с детства.
Но когда у человека нет этих стартовых условий, то приходится с нуля изучать не только чужой язык, переучивать и подстраивать лошадь на свой язык сигналов, но и учиться искусству ловить её настроение, эмоциональный настрой. Если первому и второму ещё можно научиться, то вот последнее даётся далеко не каждому!

Давайте в этой статье рассмотрим хороший пример гибкого использования четырех инструментов из Теории обучения мастером Либерти Фредериком Пиньоном. Чем так примечательны его выступления, и чем они так разительно отличают его либерти от остальных выступлений? Умением подстраиваться под настроение лошади прямо на шоу!
Он знает массу методов влияния на поведение своих лошадей, отлично изучил все азы сигнально-цирковой дрессуры, работает в меру требовательно, в его руках очень длинные тонкие бичи, которыми он может в целях стимуляции коснуться лошадей на большом расстоянии.

Фредерик Пиньон хорошо знаком с методами давления и его снятия, демонстрируя эффектнейшие проскачки своих жеребцов по арене, а потом зазывая на себя и одновременно красиво используя игровую агрессию своих лошадей.
Но основное «волшебство» его работы заключается как раз в том, чтобы НЕ использовать методы давления и коррекцию в тот момент, когда лошадь совсем не готова сотрудничать. Если лошадь испугалась, или отвлеклась и даже игнорирует его сигналы, он не будет додавливать до результата. Да, он пробует и предлагает, где-то мягко настаивает. Но если видит, что не готова лошадь, то просто даст ей пробежаться. Затем или снизит требования, выдержит паузу, переключит внимание, попросит что-то более простое и, наконец, огладит и даст лакомство. Просто чтобы поддержать мотивацию лошади, когда она успокоилась и выполнила что-то элементарное. Например, просто вытянула вперёд ножку...

Чувство лошади в либерти — это умение видеть сиюминутное эмоциональное состояние животного и буквально в воздухе подбирать подходящий этому моменту инструмент мотивирования.
А даже если смотивировать не удаётся, Пиньон старший все равно будет артистично улыбаться и красиво переключит зрителя на другую лошадь с помощью эффектных элементов из выездки или трюками. Это уже не просто чувство лошади, но и актерское мастерство импровизации. Поэтому все его номера очень мало похожи один на другой и всегда наполнены жизнью.


Автор Татьяна Бурдина
#ajiliberty