Найти в Дзене
Было не было.

Охота за супероружием. Супруги Коэн .

Коэн Моррис бывший сотрудник Первого главного управления Комитета государственной безопасности СССР.( псевдоним Питер Крогер) Родился 2 июля 1910 года в Нью-Йорке (США) в еврейской семье. Отец был выходцем из Киевской губернии, мать – из Вильно (Вильнюс). Еще до революции семья эмигрировала в США. "В доме у нас часто собирались выходцы из России и Украины и слушали привезенные с собой пластинки, пели народные песни. Но больше всего мне запомнились их рассказы о неведомой мне стране — России. Всякий раз, как только они начинали вспоминать о ней, у меня возникало желание хоть одним глазком увидеть Родину моих предков. Это желание с возрастом еще больше укреплялось", — писал Моррис о тех годах в автобиографии. Коэн окончил колледж, где прославился как отличный игрок в регби. Семья была небогатой, и полученная Моррисом спортивная стипендия позволила ему поступить в Колумбийский университет. В 1935 году, по его окончании, он работал преподавателем истории в колледже. С будущей женой Л
Супруги Коэн..
Супруги Коэн..

Коэн Моррис бывший сотрудник Первого главного управления Комитета государственной безопасности СССР.( псевдоним Питер Крогер)

Родился 2 июля 1910 года в Нью-Йорке (США) в еврейской семье. Отец был выходцем из Киевской губернии, мать – из Вильно (Вильнюс). Еще до революции семья эмигрировала в США.

Морис Коэн.
Морис Коэн.

"В доме у нас часто собирались выходцы из России и Украины и слушали привезенные с собой пластинки, пели народные песни. Но больше всего мне запомнились их рассказы о неведомой мне стране — России. Всякий раз, как только они начинали вспоминать о ней, у меня возникало желание хоть одним глазком увидеть Родину моих предков. Это желание с возрастом еще больше укреплялось", — писал Моррис о тех годах в автобиографии.

Коэн окончил колледж, где прославился как отличный игрок в регби. Семья была небогатой, и полученная Моррисом спортивная стипендия позволила ему поступить в Колумбийский университет. В 1935 году, по его окончании, он работал преподавателем истории в колледже.

С будущей женой Леонтиной Петке они впервые встретились в 1937 году на митинге в поддержку Испании. Вскоре после этого митинга Коэн отправился в Испанию, помогать республике не словом, а делом. В начале июля 1938 г. в Барселоне Моррису сделал предложение о сотрудничестве резидент внешней разведки НКВД в Испании Александр Орлов. Осенью 1938 года Моррис получил ранение и был отправлен в США, где после выздоровления стал оказывать услуги советской разведке.

Леонтина Тереза Петке родилась в Массачусетсе (США) 11 января 1913 года в семье польских эмигрантов. До 13 лет училась в школе, а затем была вынуждена бросить учебу и начать зарабатывать на жизнь. Работала домработницей, официанткой, продавщицей, трудилась на фабрике кожаных изделий, на кондитерской фабрике. В 15-летнем возрасте она уже вступила в Социалистическую партию, позже перешла в Коммунистическую партию и объявила себя атеисткой. К моменту знакомства с Моррисом Коэном она полностью укрепилась в своих взглядах, но даже выходя замуж, она не знала о том, что её супруг стал советским шпионом. Правда раскрылась уже после свадьбы, состоявшейся 22 июня 1941 года. Леонтина согласилась помогать мужу. В Центре их знали под псевдонимами «Луис» и «Лесли».

Леонтина Тереза Петке.
Леонтина Тереза Петке.

Первым совместным заданием супругов Коэн стала кража чертежей разработанного американского оружия. Леонтина познакомилась с молодым человеком который в обмен на 2000 долларов вынес по её просьбе не только чертежи, но и рабочую модель нового пулемёта. Его забрал Моррис, спрятал в футляр для басовой скрипки и смог таким образом передать своему советскому куратору.

Моррис к тому времени уже сформировал свою рабочую агентурную сеть, которую в Союзе назвали «Волонтёрами». Моррису удалось завербовать ученого из лаборатории ядерного центра в Лос-Аламосе. Агент получил псевдоним "Персей".

Когда США вступили в войну против Гитлера, Моррис сразу вступил в американскую армию, сражался в составе экспедиционных сил США в Западной Европе, награжден боевыми наградами.

В его отсутствие руководство группой взяла на себя Леонтина. Она занималась промышленным, техническим и научным шпионажем, устанавливала связи с нужными людьми и разными способами склоняла их к сотрудничеству. Леонтина к этому моменту работала на «Манхэттенском проекте», именно так называли в Штатах работу над атомной бомбой. Чтобы получить разведданные в 1943 году она отправилась на лечение в Альбукерке, неподалёку от закрытого Лос-Аламоса ,фактически купив направление в санаторий у знакомого врача в Нью-Йорке. Именно в Лом-Аламосе велась разработка атомной бомбы, а агент "Персей" который должен был передать ей информацию, служил в лаборатории, сотрудников которой выпускали из закрытого города всего раз в месяц.

Лос-Аламос.
Лос-Аламос.

Когда встреча с агентом состоялась, возникла проблема вывоза документов в Нью-Йорк. На вокзале полицейские обыскивали всех отъезжающих. Тогда Леонтина спрятала документы, которые были в микроплёнках на дно коробки с салфетками. У вагона полицейские подошли с просьбой предоставить багаж для досмотра. Лона открыла сумку и начала пронзительно чихать. Достав коробку с салфетками, извлекла из неё пару штук, использовала по назначению, а коробку отдала в руки агенту ФБР. Пока шёл обыск, она периодически начинала чихать и доставать из коробки в руках агента очередную порцию салфеток. Когда досмотр был почти окончен, Лона сделала шаг ко входу в вагон, а после повернувшись, спокойно забрала коробку с салфетками , села в поезд и уехала. Спустя всего несколько дней важные документы уже были в Москве.

В ноябре 1945 Моррис Коэн вернулся домой, и чета продолжила свою секретную деятельность. В конце 1940-х стало понятно, что супругов нужно срочно вывозить из Америки, так как к ним всё ближе подбирались агенты ФБР. Попав в СССР в течение нескольких лет Коэны проходили обучение, а в 1954 году под именем супругов из Новой Зеландии Питера и Хелен Крогер были переправлены в Великобританию.

Они приобрели дом неподалёку от базы американских военно-воздушных сил. В качестве прикрытия супруги использовали приобретённый Питером небольшой букинистический магазинчик, где оборудовали точку связи с Москвой. Супруги Крогер проработали в стране пять лет, добыв множество очень важных сведений, в том числе и информацию по ракетному оружию, разрабатываемому в Великобритании.

Дом супругов Коэн в Англии.
Дом супругов Коэн в Англии.

Однако в январе 1961 года Моррис Коэн был выдан перебежчиком из польской разведки М. Голеневским и супруги были арестованы. Всю необходимую для ареста и приговора информацию англичанам сообщило ЦРУ США. Во время расследования и суда супруги не дали никаких показаний, которые помогли бы выявить других агентов. В итоге уже в марте 1961 года Моррис Коэн был приговорён к 25 годам тюрьмы, а Леонтина Коэн – к 20 годам тюрьмы. (хотя, в отличие от мужа, её причастность к работе на советскую разведку доказана вообще не была). Девять лет Моррис и Леонтина провели в британской тюрьме.

Арест Морриса Коэн.
Арест Морриса Коэн.

​​​​​​"Все, что мы можем сделать, — это стиснуть зубы и продолжать. Я знаю, что это трудно, но выбора у нас нет. Мы должны беречь наше здоровье и не поддаваться отчаянию. Когда мой мозг лихорадочно горит и мой ум сбит с толку и путается, я заставляю себя думать о других несчастных, которые тоже переживают подобные муки, и эти мысли дают мне силу встретить лицом к лицу собственное испытание", — эти строчки в одном из писем написала своему мужу Моррису Леонтина Коэн, когда в конце 1960-х годов они находились в английской тюрьме Паркхерст.

В 1969 году Морриса и Леонтину обменяли на английского агента Джеральда Брука и ещё двух британцев, при этом СССР не выдал своего участия в судьбе супругов, а действовал через Польшу.

Моррис и Леонтина Коэн.
Моррис и Леонтина Коэн.

Если бы не супруги Коэны, возможно, история нашей страны была бы совершенно другой. И Советскому Союзу, победившему во Второй мировой войне, пришлось бы, как и японцам, пережить атомные бомбардировки.
Опыт и знания супругов Коэн были нужны советской разведке и их пригласили на работу в Управление «С» (нелегальная разведка). Для работы там нужно было советское гражданство, но когда пришла очередь ставить самую главную подпись – секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова, – тот стал резко возражать. Суслов заявил, что они провалившиеся агенты и быть советскими гражданами недостойны. Однако нашлись порядочные люди, доложившие о случившемся Председателю КГБ Ю.А.Андропову. Андропов поднял вопрос на ближайшем заседании Политбюро ЦК КПСС, категорически потребовав принять Коэнов в советское гражданство заявив, что они принесли Советскому Союзу больше пользы, чем многие высокопоставленные партийные работники. Л.И.Брежнев поддержал Андропова и потребовал немедленного положительного решения вопроса. Указание Генерального секретаря было выполнено, а вскоре Андропов добился награждения супругов Коэн и советскими орденами.

Супруги Коэн.
Супруги Коэн.

До конца жизни Моррис Коэн работал на преподавательской и аналитической работе в КГБ СССР. Супруги жили в Москве. Леонтина скончалась в 1992 году, Моррис пережил жену на три года. Похоронены на Кунцевском кладбище.

Могила супругов Коэн.
Могила супругов Коэн.

Оба получили звание Героев России посмертно, Моррис в 1995, а Леонтина в 1996 году. В Российской Федерации в 1998 году были изданы почтовые марки в честь Героев России Морриса Коэна и Леонтины Коэн.

Марки в честь разведчиков Коэн.
Марки в честь разведчиков Коэн.

11 января 2023 г.в Москве открыли мемориальную доску разведчикам-нелегалам Моррису и Леонтине Коэн. В торжественной церемонии принял участие директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.

Мемориальная доска открыта в честь  разведчиков Морриса и Леонтины Коэн.
Мемориальная доска открыта в честь разведчиков Морриса и Леонтины Коэн.

Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на мой канал.