Тема мошенников в кинематографе во все времена считалась привлекательной. А уж если история основывалась на реальных событиях – то продюсеры крепко цеплялись за неё. Поэтому достаточно неординарным выглядит то, что фильм о самом грандиозном мошенничестве на Диком Западе вышел только в 1950-м году. Он называется ‘Барон Аризоны’ (The Baron of Arizona, 1950) и своим появлением обязан Самуэлю Фуллеру.
По воспоминаниям самого Фуллера, история фильма восходит к середине 1930-х годов, когда он работал репортером American Weekly. Находясь в командировке на Юго-западе, молодой Самуэль как-то попивал виски в компании с еще одним газетчиком, когда какой-то местный парень указал на здание за окном и сказал, что там работал Ривис. ‘Кто такой Ривис?’ – спросил Фуллер, и тогда местный парень рассказал удивительную историю о человеке, который чуть было не стал хозяином всей Аризоны и доброй части Нью-Мексико.
Проведя дополнительные исследования, Самуэль написал статью о Джеймсе Эддисоне Ривисе для своей газеты. Читателей потряс масштаб мошенничества, и тот факт, что правительству США пришлось приложить огромные усилия, чтобы легитимно опровергнуть подделанные одним человеком бумаги. В 1939 г. киностудия братьев Уорнер собралась снимать про мошенника фильм под названием ‘Принц самозванцев’. На роль Ривиса планировался популярный голливудский актер Эдвард Джи Робинсон. Работать над лентой должен был режиссер Анатоль Литвак. Однако, что-то пошло не так, и проект закрыли.
Десять лет история Ривиса всплывала то тут, то там, но все заканчивалось без реализации на пленке. В 1949 г о ней услышал владелец независимой кинокомпании Боб Липперт, специализировавшийся на съемках малобюджетного кино для двойных сеансов в кинотеатрах.
Его внимание к Ривису привлек Самуэль Фуллер, который только что завершил для Липперта свой дебютный фильм ‘Я застрелил Джесси Джеймса’ (I shot Jesse James, 1949). Поскольку дебют оказался очень прибыльным, Липперт попросил режиссера снять еще киноленту. Фуллер предложил историю Ривиса. Её потенциальная эпичность сподвигла Липперта озвучить производственный бюджет в 300000 долларов, в три раза больше, чем у дебюта Фуллера. Однако есть мнение, что это был всего лишь рекламный ход для прессы. На самом деле, назначенный продюсером ленты Карл Хиттлеман получил на съемки около 130000 долларов.
Написанный Фуллером сценарий вскоре лежал на столе Липперта. Хозяин студии попросил обязательно сослаться во вступительных титрах на давнюю статью в American Weekly, чтобы придать ленте вид очень модных в те годы экранизаций.
По прочим аспектам написания сценария Фуллер в последствии вспоминал: ’Мне пришлось залезть в голову Ривиса, чтобы написать этот сценарий. Ривис был ярким и изобретательным мошенником, поэтому я хотел максимально использовать его реальную личность. Но я придумал фабулу, которая была более интересной, чем реальная история Ривиса. Я представил, как его мошенничество тщательно планировалось и осуществлялось в течение многих лет. Я также придумал историю любви между мошенником и маленькой мексиканской девочкой, которую Ривис взращивает, чтобы она стала его баронессой. Липперта беспокоили нюансы жизни маленькой девочки со взрослым мужчиной. Цензоры могли заставить нас вырезать эту линию. Я пообещал, что смягчу ситуацию. Пока София не стала взрослой женщиной, в ее сценах с Ривисом у меня всегда фигурировали гувернантка или Пепито, опекун девочки. Когда София уже совершеннолетняя, Ривис предлагает ей выйти замуж. Респектабельная молодая женщина влюбляется в мошенника, несмотря на то, что он старше ее более чем в два раза. Настоящий Ривис был пойман и осужден из-за чернил на документах, которые он подделал. Я определенно хотел использовать этот исторический аспект. Я был очарован тем, что чернила способны осудить человека… Преступление Ривиса было раскрыто, потому что одна из его подделок была написана современными чернилами. Его почерк был идеальным, но чернила открыли правду.’
На главную роль режиссер изначально планировал пригласить Фредерика Марча. Они даже встретились, и актер остался в восторге от сценария. Однако гонорар звезды не вписался в бюджет ленты.
Во время поездки в Нью-Йорк Фуллер посещал бродвейские шоу и в одном из них увидел подходящий типаж. У него были голос, манеры и движения именно такими, какие были нужны режиссеру. После спектакля Фуллер отправился за кулисы и представился актеру. Они выкурили по сигаре, поговорили о Ривисе и практически подружились. Фуллер предложил актеру роль и тот согласился. Актера звали Винсент Прайс.
Он не был новичком в Голливуде, однако в большинстве фильмов Прайс играл роли второго плана. Его гонорар был в разы скромнее, чем у Фредерика Марча. Он отлично вписался в актерский ансамбль малобюджетного кино.
Главную женскую роль Фуллер отдал Эллен Дрю. Её карьера в конце сороковых шла по наклонной вниз, но она играла главных героинь. Она была хорошо знакома зрителям двойных сеансов, регулярно появляясь в вестернах и фильмах-нуар.
Искать главного оператора Фуллеру не пришлось . Вот что он написал по этому поводу в мемуарах: ‘Мне повезло, что Джеймс Вонг Хоу, один из величайших операторов Голливуда, работал со мной над «Бароном Аризоны». Я познакомился и подружился с Хоу в конце тридцатых благодаря Герберту Бренону. Хоу был отличным парнем и великим художником. Когда стало известно, что «Барон Аризоны» готовится к съемкам, Джеймс робко постучался в мой офис. «Сэмми, я хочу снимать твой фильм», — сказал он. «Ты, должно быть, сошел с ума, Джеймс! »- сказал я. «Весь фильм стоит меньше твоей зарплаты!» «Меня не волнуют деньги. В жизни есть вещи поважнее». Хоу сдержал свое слово и снял фильм за небольшую часть своего обычного гонорара.’
Съёмки проходили в ноябре 1949-го года и продолжались 15 дней. Это было в полтора раза дольше, чем с предыдущим фильмом Фуллера. Экстерьеры снимались, главным образом, в Калифорнии на известном ранчо Корригана, любимой съемочной площадке множества режиссеров вестернов. Для интерьеров были арендованы павильоны студии Universal.
Интересным фактом является то, что в ‘Бароне Аризоны‘ снимался будущий режиссер ‘самого худшего’ голливудского фильма ‘План 9 из открытого космоса’ Эд Вуд. Это первое документально подтвержденное участие этого в последствии культового деятеля в кинопроизводстве. Эд был каскадером, дублировавшим Эллен Дрю в сцене с захватом повозки толпой линчевателей.
Во многом благодаря Хоу, фильм получился очень атмосферным, снятым в готических оттенках черного и белого. По воспоминаниям Фуллера: ‘Что касается сцен в монастыре, мы работали над ними в соседнем каньоне, где раньше уже сняли массу вестернов. Хоу прекрасно уловил суровость этого места. Когда Прайс в роли Ривиса прыгает в фургон и сбегает из монастыря, Хоу снял последующую аварию и падение со склона холма захватывающими и реальными. По сцене линчевания в Фениксе я сказал Хоу, что хочу, чтобы толпа выглядела как безумный съезд Ку-клукс-клана. Он снял снующие группы с горящими факелами. Эти кадры перемежаются крупными планами лиц главных героев, что заставляет почувствовать ненависть и угрозу толпы.’
Режиссер настоял, чтобы диалоги записывались прямо на съемочной площадке одновременно с действием. Так они выглядели более реалистичными, чем если бы оказались дублированы на постпродакшене. Кроме того, это позволило сэкономить деньги и время, а Фуллер немало внимания уделял этим аспектам кинопроизводства.
‘Барон Аризоны’ – хороший образец коллективного творчества, где режиссер был только главной направляющей силой, а не диктатором. По словам Фуллера:’ Я никогда не мешаю своему оператору на съемочной площадке. Я просто рассказываю ему, как представлял сцену в своей голове, когда писал ее, не вдаваясь в подробности. «Ты видишь глаза этой женщины?» говорю я. «Это все, что я хочу видеть на экране». Оператор — властелин своего королевства. То же самое я чувствую и по отношению к остальной команде: звукооператорам, гримерам, парикмахерам, художникам по костюмам. Мы обсуждаем, какую картину я хочу сделать. Я даю им достаточно свободы для выполнения работы. И они непременно её выполняют, независимо от бюджета или временных ограничений. Мне всегда везло с моими съемочными группами. Подготовка, находчивость и настойчивость - вот ключи к успеху.’
Премьера состоялась в Фениксе, штат Аризона, 1 марта 1950 года. В Paramount Orpheum Theatre к этому событию был выставлен огромный торт, специально испеченный в форме Аризоны. Второй такой же торт был презентован Винсенту Прайсу. Премьера прошла при полном аншлаге.
Однако второй фильм Фуллера не стал таким успешным, как дебют. Он оказался не классическим вестерном, который ожидала увидеть публика, а почти эпической драмой. На традиционных двойных сеансах его не оценили, посчитав непривычной диковинкой.
Кроме того, интрига сюжета во многом раскрывалась в первой же сцене с закадровым голосом Джона Гриффа, рассказывающем о грандиозном мошенничестве. Относительно её появления нет достоверных сведений. В финальном печатном варианте сценария она отсутствует. Очевидно, были досъемки, и сцену вставили в фильм непосредственно перед премьерой.
Даже репортер Motion Picture Herald удивился её присутствию и предположил, что ‘её удалят из фильма’. Однако этого не произошло. Причина, скорее всего, кроется в том, что без объяснения связка последующих сцен не выстраивается в легко понятную сюжетную линию. Отчего это случилось, можно только гадать. Но когда это заметили, самым дешевым решением проблемы стало добавление сцены с событиями 1912 года, закадрового голоса и представление основного действия как флэшбэка.
Журнал Variety отметил, что ‘Барон Аризоны’ – самая амбициозная постановка кинокомпании Липперта. Однако, заявил автор статьи, её потенциал не удалось реализовать, потому что действие принесено в жертву персонажам и их переживаниям. Variety предсказал ленте неважные сборы.
Наиболее теплых оценок критиков заслужил Винсент Прайс. Джордж Джексон из Los Angeles Evening Herald and Express писал: ‘Винсент Прайс – удачный выбор на главную роль. Он играет идеально и правдоподобно.’ Los Angeles Times тоже отметила: ’Винсент Прайс делает образ барона объемным, а его приключения впечатляющими.’
У самого Винсента Прайса о ‘Бароне Аризоны’ остались только самые теплые воспоминания. Он всегда числил роль в этой картине среди своих любимых. Кроме того, с тех пор он называл Фуллера не иначе, как талантливейшим режиссером.
Фильм держался на первых экранах до июня. Но в основном это были провинциальные экраны. В кинотеатре Palace в Нью-Йорке показ завершили уже через неделю после премьеры. Это очень плохой результат. В рейтинге фильмов 1950 года ‘Барон Аризоны’ попал во вторую половину списка. Как бы то ни было, картина окупилась. Вскоре Фуллер получил бюджет для съемок третьего фильма в своей карьере.
(с) Свен Железнов
Если статья вам понравилась ставьте лайки и пишите комментарии!
Также читайте:
Вестерн на все времена: “Великолепная семерка” (1960)
Вестерн на выбывание: ‘Быстрый и мёртвый’ (1995)
Два культовых вестерна, которые не каждый сможет досмотреть: ‘Билли Кид против Дракулы’ и ‘Джесси Джеймс встречает дочь Франкенштейна'(1966)
Самое смешное кино про Дикий Запад: ‘Бледнолицый’ (1948)
Приключения техасского рейнджера в Канаде: “Северо-западная конная полиция” (1940)
Вестерн о приключениях на железной дороге: “Юнион Пасифик” (1939)
Как Гэри Купер стал Диким Биллом Хикоком: вестерн “Человек равнин” (1936)
Сентиментальный вестерн о хорошем бандите: “Возвращение Франка Джеймса” (1940)
Вестерн о злых железнодорожниках: “Джесси Джеймс” (1939)
Революция – это как большая любовь: вестерн “Профессионалы” (1966)
Вестерн в заснеженной Калифорнии: “След кошки” (1954)
Вестерн про городок-призрак и спрятанное золото: “Жёлтое небо” (1948)