Мир в ХХ веке так стремительно менялся, что поспевало за ним, кажется, одно только искусство.
Из целомудренного трудового государства СССР к 1980-м годам стало вырастать в нечто совершенно другое, во что именно – никто не знал. Позже историки дадут эпохам имена, но тогда люди видели лишь неукоснительное падение морали.
Однако глупо полагать, что вещи, о которых заговорил андеграунд, не существовали в СССР, просто о них не принято было громко заявлять. Но для искусства такая позиция губительна, это уж все знают наверняка.
Искусство татарского художника Рамиля Рахматуллина нельзя назвать андеграундом. Однако он, как и многие его современники, стал в конце советской эпохи поднимать непривычные темы.
Рамиль Рахматуллин родился в 1958 году в Красноярском крае, а к 70-м годам его семья вернулась на историческую родину Татарстан. Уже там Рамиль окончил художественную школу, попал на первую выставку и зарекомендовал себя как хороший художник-реалист.
Популярностью пользовались его пейзажи, прописанные душевно и тонко, так что даже государственные музеи не прочь были получить их в коллекцию. Сейчас его работы хранятся в краеведческом музее Казани, Нижнекамска и Красноярска.
Однако «Нечистая», созданная в 1987 году, вряд ли пока удостоится такой чести. Ведь на ней изображен довольно скандальный сюжет, даже по современным меркам. «Нечистая» - бытовая картина, ярко иллюстрирующая новые реалии и моральные догмы. А вся трагедия в том, что невеста оказалась не девственницей.
И хотя сейчас с большим удивление воспринялось бы обратное, на исходе 1980-х годов мода на целомудрие еще сохранялась. По крайней мере в семьях, где царил патриархальный уклад, по сей день, процветающий в татарской культуре.
Итак, на полотне изображен жених, ошеломленный тем, что брачная ночь пошла не так, как надо. Он тяжело осел на стуле посреди маленькой комнатки, залитой утренним светом. Жених полностью одет, словно готовится бежать от лживой невесты. В руках он держит венец – символ невинности. Эта деталь очень показательна.
А обнаженная невеста на заднем плане уткнулась лицом в подушку, и по мнению одной части зрителей, мирно спит, еще не зная, какой скандал ее ждет, по мнению другой части – горько рыдает от досады.