Найти тему

Потому что Устюрт #5

День 7.
Ночь прошла спокойно, шакалы меня не сожрали и отбиваться не пришлось. В середине ночи встал по маленькому, выйдя на край уступа справил нужду, когда шел к палатке снова поднялся вой, видимо шакалы меня снова заметили.))
Утро. Горячий ароматный чай, шербет и море на горизонте – хорошо. Чую что сегодня день будет насыщен на приключения, поэтому не теряя ни минуты допиваю чай и быстро собираюсь, хочется до первой точки доехать ещё по холодку.

Иду в подъём, равнина да стада барашков, затем чёткий грейдер и вот он поворот с указателем “Султан Эпе” нам туда, сворачиваю.

-2
-3

На подъезде к заданной точке вижу небольшой мавзолей с прилегающим к нему кладбищем, решаю поглядеть. Как хорошо что он огорожен) есть куда прислонить мотик.

-4

Побродил, поглядел, интересненько. Привет дедушке Адольфу, свастику использовал не только он.

За одно глянул что там с рычагом КПП, что-то стал подклинивать. Снял почистил, поставил заново, затянул… вроде норм (не, не норм, так и проехал весь дальняк с болтающимся рычагом который царапал мне крышку двигателя, походу шлицы ушли)

Вчера я знатно почайковал, выпил практически всю воду… В сумке болтается одна полтарашка в резерве, гидратор на плечах заметно полегчал. Вся надежда на Султан Эпе, там есть колодец с пресной водой.
Двигаюсь по грунтовке, щурясь гляжу в горизонт. Впереди вижу очередное родовое кладбище, пылящий по грунтовке пикап, пару микроавтобусов на парковке у кладбища. В стороне от кладбища пару домиков, тоже с припаркованными авто и движением по близ лежащей территории.

Кладбище огорожено, глушу мотор, ставлю мот облокотив на забор. У небольшого мавзолея, куча паломников в основном женщины, имам читает молитву повернув ладони к небу.

Где-то здесь на скалистом уступе и расположен колодец. Поиски были не долгими), прошёл метров 50 в сторону моря, вот и колодец.

-5
-6

Набираю водички, холодненькая. Черпаю кружкой из ведра чистейшую воду и с наслаждением поглощаю)
Залил гидратор доверху, возвращаюсь к мотоциклу за опустевшими к тому моменту полторашками, дабы пополнить их тоже. Гляжу мужик стоит у мотоцикла, обычное дело) посыпались вопросы дробью.
У меня тоже были вопросы, очень хотел добыть шубат, верблюдов я видел уже достаточно, а шубат до сих пор не испил))) непорядок!
Выяснилось, что мужчина из местных чабанов и живет здесь неподалеку.

— Вон мой дом на холме… – сказал мужчина указывая на возвышенность, – заезжай, налью тебе шубат.)
Чабан сел в свеженький пикап марки Toyota и попылил в сторону дома. Я же взял пустые баклашки и побрел к колодцу: “однако хорошо видимо чабаны живут)” – подумал я, то и дело оглядываясь на пылящий пикап к горизонту.

Набрав все емкости иду к мотоциклу, из-за куста выворачивает “нива”, опускается тонированное окно, а за рулем имам.
— Откуда путь держим?
— Атырау. – ответил я.
— Россиянин?
— Неее, яж говорю, атырауский я)

Имам недоумевая заулыбался, посмотрел на меня потом на мотоцикл))) видимо не очень то я похож на атырауского))), разговорились. Я рассказывал про пройденный маршрут, про древние могилы северного чинка. Имам же разочаровано сетовал на то, что молодежь сосем не интересуется своей культурой, в основном только иностранцы путешественники сюда заезжают, да старики паломники.

— Вон видишь дом стоит, — сказал имам указывая постройку за кладбищем, — пей чай, ночуй.
— Да рано ещё ночевать то, к томуж меня уж пригласили. – ответил я указывая на грунтовку к дому чабана.
— Аааа, ну тогда жол болсын!
— Рахмет ага.

Двигаюсь по песчаной грунтовке в дому чабана, придерживая пустую баклашку заготовленную под шубат. Подъезжаю к дому. Прилегающая территория не огорожена, как всё по классике казахских аулов, паркую мот прислонив к колодцу у дома. Меня встречают пара собак, в стороне пасутся верблюжата, значит свежий шубат точно будет. Одна из собак породы “Тазы” (казахская гончая) стремительно нарезает кренделя вокруг меня, но без агрессии чисто из любопытства. Из открытого гаража, доносятся голоса и мне навстречу выходит чабан с хозяйкой. Достаю пустую баклажку заготовленную под шубат и торжественно поднимаю над головой. Хозяйка улыбаясь в ответ кидает фразу на казахском, дословно не передам, ну что-то вроде – “какой запасливый мотоциклист”)))

Как все казахи начинают приглашать в дом в надежде усадить за стол и напоить чаем) я же что есть силы “сопротивляюсь”, сетуя на то что весь в броне и снимать её ой как не хочется.

-7
-8

Мне наливают до краев “кисешку” холодного шубата, я сразу же опрокидываю её выпивая его залпом. И ещё полторашку с собой – спасибо люди добрые.

От дома пастуха двигаюсь по каменистой грунтовке строго на запад и выскакиваю на побережье. Виды здесь шикарные, но к морю увы не спустится.

-9
-10

Достаем навик, открываю точку “упавшая земля”, пуляем самой короткой дорожкой. К слову есть грунтовка петляющая по краю обрыва, думаю она очень живописна, но запас бензина диктует свои правила, ведь он не безграничен…

-11

Пролетаю стороной какой-то погран пост, квадрат из сетки рабицы с колючкой по периметру. По центру одиночное здание с локаторами. Из здания выскочил крупный солдат в песочном камуфляже и помахал мне рукой. Сделал вид что не заметил его, даж не сбавил ход. Вся ситуация улыбнула меня) солдат был похож на алабая в вольере))) они тоже крупные и так же выскочив тормозят понимая что быстрый мотик им не догнать))), думаю ничего страшного не случилось, солдат наверное сигареты стрельнуть хотел просто.

-12

Жагылган она же Упавшая земля. Кладу мотик на бок, благо в баке бензина уже не много, можно валять.
Достаю шубат – Ещё холодненький. Место конечно эпичное, масштабы обвала впечатляют. Сел на край обрыва, чисто чтоб пощекатать нервы) пил шубат и любовался пейзажами.

-13
-14
-15
-16

Нам пора снова в путь. Полторашка пуста, шубат выпит полностью, скручиваю её руками дабы уменьшить объем и запихиваю в сумку. Достаю туалетную бумагу и кладу её в карман, с молочкой у меня сложные отношения))) всё должно быть наготове, риск оказаться в неприятном положении по среди степи очень велик! На чаше весов секунды!))) Чутка замешкался и всё, ты проиграл!)))

Следующая точка источник Тамшалы. Спасибо снова Владу (джипер из Актау) за точку.

-17

Выход на точку искал долго. На моем навике к сожалению не было заготовленного трека, но был трек на телефоне от OFFROADPEOPLE вроде как. Пытался идти по нему, но трек вел всё время куда-то не туда. Телефон начал люто гнать, от жары видимо. Гляжу УАЗик вдалеке, подкатил, отвлек пастуха от бинокля. Пастук коротко махнул рукой “туда” и добавил — Только придется спешится и спускаться к источнику пешком по крутой тропе, можно конечно объехать, но крюк большой.

— А если с этой стороны? – спросил я
— С этой не знаю, вроде была дорога когда-то.

Решаю идти в неизвестность, потому как очень хотелось подъехать к источнику как можно ближе.

-18

Мобила продолжает гнать, ненавижу когда так происходит… Чертит трек, которому нет веры. Выезжаю на край ущелья прям по направлению чтобы визуально оценить маршрут. Вижу нитку грунтовки на противоположной стороне, которая тянется со стороны моря прямо к источнику. Дорога есть и это не может радовать! Осталось лишь спустится к морю.

-19

Спуск к морю был в виде небольшого серпантина, который подарил мне не только возможность потренить двигаясь по скальнику, но и потрясные виды.

-20
-21

Далее плавный подъем по каньону к источнику примерно с километр. Грунтовка упирается в озеро с неплохой площадкой для кемпинга. Сразу же приглядел парочку отличных мест для стоянки, но кидать палатку ещё рано. Паркую мот оперев на ствол высохшего дерева и прям в экипе двигаю по заросшей тропинке к источнику.

-22
-23
-24

Чем ближе к источнику, тем прохладней… тропинка петляет в зарослях мяты вдоль узкого ручейка. Вот уже я вижу свод, последние метры прыгаю по валунам и окунаюсь в прохладу источника Тамшалы!

-25

Источник бьет капелью откуда то сверху по всей протяженности свода ввиде полукруга, водопадом конечно это сложно назвать, но всёж. Вода падает, хоть и капелью, но всё же падает – значит водопад). Посередине каменного свода, струйка словно с приоткрытого крана, а под ней плоский прямоугольный камень… я огляделся по сторонам и принялся скидывать пыльную одёжку.

Какой же это кайфффф!!! Принять холодный душ после продубаса по пыльным грунтовкам.
Какой же это кайфффф!!! Принять холодный душ после продубаса по пыльным грунтовкам.

Вернулся к мотоциклу, проверил содержимое сумки, крепление строп, покрутил навик, поглядел на сломанную подножку. Принял решение пилить в Форт Шевченко, катать со сломанной подножкой это не жизнь, нужно что-то с этим решать. К слову пока возился около мотоцикла увидел стайки мелких рыбешек в прозрачной воде озера)) был этому очень удивлен. Стайки рыбешек жались к берегу, этот маркер говорит только об одном, что в озере есть и хищники.

Далее дорога шла мимо поселка Канга – город декорации, по крайней мере так пишут в wikimapia, хотя местные под видео пишут что это старый рыбацкий посёлок. Похоже интерактивная карта ошибается или же это я что-то путаю. Подъем на плато пологий и затяжной, но зевать по сторонам тоже не советую, то тут то там арматура, трещины и стальные троса ограждения.

-27

Снова грейдер, сначала старый и местами поросший травой, а потом новенький накатанный.

-28

Вот и Форт Шевченко, время 16:00 могу успеть в музей к Тарасу Григорьевичу, но сначала подножка, уже устал при каждой остановке искать место чтобы опереть мотоцикл.

Пообщался с местными, тут же мне показали цех где изготавливают ворота, решетки, перила и прочее. Открутил подножку, отдал сварщику, 500 тенге и готово!)

-29
-30

Так, сейчас заправлюсь и поедем в музей. На подъезде к заправке, завиляла задница… приехали. Как говорится – саламалейкум)))

-31
-32

Пью энергетик в тени АЗС, чтож делать??? Прям очень не охота монтажками работать. В метрах 300 от АЗС проезжал шиномонтажку как раз, решил заплатить денег зато всё быстро сделают. Заправил полный бак бенза и потолкал мот по обочине в сторону шиномонтажки, мимо строительного базара к слову, видимо там и подхватил пассажира в задний баллон.
На шиномонтажке меня ждало огорчение, ребята отказались бортировать мотоколесо… Мол никогда не сталкивались, браться за работу боимся. Деваться некуда, придется самому. Откатил мотик в тенёк неподалеку и взялся за монтажки.
Ох… как же я намучался с этим колесом… Снял его и давай на нём скакать.))) Митас Е09 Дакар, собака такая, отказывался отлипать от диска. Посбивал костяшки на пальцах пытаясь монтажкой отжать колесо. Потом я психанул взял колесо и подошёл к окну шиномонтажки.

— Ну хоть отожми мне его пожалуйста, а дальше я сам. – обратился я к шиномонтажнику.

Парень молча взял колесо, поднес к станку. Станок зашипел зажимая лапкой покрышку в своих объятьях. С раза третьего раздался характерный щелчок, покрышка отлипла.)
Разобрал колесо я быстро, тут же отдал камеру на вулканизацию. Пока ждал когда заклеят камеру, бахнул ещё энергетика и поболтал со стариками проходившими мимо.
Камера готова, начинаем собирать… пыжился около часа. Ну не налазит собака!!! Каких то 10см, ну никак. Прикол в том, что эту шину одевал я лично в ручную монтажками в прошлом году и задний баллон тогда залетел просто на ура.

Подошел шиномонтажник, — Ну как дела? – спросил меня он.
— Да не налазит собака! – ответил я, — слушай давай станком?
— Боюсь, никогда не делал на мотоцикл. Вдруг порву.
— Да всё так же как на авто, давай. Под мою ответственность!

И вот покрышка уже зажата на станке, бортик смазан, всё как положено. Монтажкой заводится бортик в диск, опускается лапка, станок зашипел и колесо зажатое в станине начало движение…
Опять все те же 10см!!! Лапка станка выскакивает! Пробуем завести бортик ещё пару раз – результат один, последние 10см не налазит… Решаем слегка помочь станку монтажкой. Заранее останавливаем, там где лапка должна вот вот соскользнуть, берем большую монтажку и в ручную заводим бортик… Качаем… Щелчок!!! Аллилуя!)))

Это не шиномонтажник, знакомьтесь это Жумабек, единственный спортовод в Шевченко. Помог мне с установкой колеса. Обратите внимание на мой вид))) я на грани нервного срыва, Митас Е09 поимел меня)))
Это не шиномонтажник, знакомьтесь это Жумабек, единственный спортовод в Шевченко. Помог мне с установкой колеса. Обратите внимание на мой вид))) я на грани нервного срыва, Митас Е09 поимел меня)))

Мот припаркован около магазина, я затарился подзавязку. Ещё энергетика, время 7 часов музей уже сто пудов закрыт. С покрышкой провозились 3 часа… костяшки пальцев рук сбиты, шоб я ещё раз бортировал этот Митас!!!

Принимаю решение выдвинутся на следующую точку – урочище Саура. Там и кину палатку.

-34
-35

Урочище Саура. От Шевченко в сторону Актау по асфальту километров 60, потом своротка и ещё где то 10ка до побережья по грунтовке. Долетел до точки я очень быстро и нашел место сразу, даж с навигацией проблем не было.

-36

Урочище Саура известно своим озером в ущелье. Вода там прозрачна и типа водятся черепахи. Озеро питает небольшой источник. К озеру ведут тропы по дну ущелья с самого побережья, а можно подъехать с другой стороны и полюбоваться на озеро сверху с отвесной скалы. Спустится там прямо к озеру не будет возможности, хотя может я плохо смотрел. Честно признаться впечатлений от озера ноль, оно похоже на лужу поросшую тиной. Кругом валяются бутылки, а берега истоптаны… внутренний туризм суров и беспощаден…
Карантин внёс свои коррективы в летний отдых граждан Казахстана. Границы на замке, поэтому пришлось срать дома… Как у нас любят делать: Выпил бутылку пива с горла, швырнул в кусты – это твоя страна сынок!!! Детишки, смотрите тюлень – кидай в него камни!!! О! змея, палкой её! Палкой!!! И таких горе туристов пока ещё большинство. Я с грустью поглядел на засранную Сауру, завел мотоцикл и двинул к побережью…

Твердая грунтовка заканчивалась. Впереди за полоской кустов из джингила уже виднелся пляж. Сейчас начнется песочек…

Мотоцикл мотает в разные стороны, как только я въехал в песок. Нужно было брать разгон, мот закопался моментально и начался ААААД!!!)

-37

Чтобы я не делал — больше газ, внатяг, крабиком… исход один, мот закапывался. Уж не знаю как я ездил раньше по песку??? Что-то похожее было в песках Кузомень. Но даже там была возможность тронутся и набрать разгон, а если уж набрал разгон то тупо не тормози и всё будет OK. Здесь же на Сауре, всё это не работало. Единственный выход спешится и толкать мот уперевшись в руль при этом подгазовывая, что собственно я и сделал.

-38

Ближе к воде стало потверже, но всё рано мотало. Конечно если идти по самой кромке, то там ваще как асфальт), но я не видел смысла забуриватся далеко. Проехал немного, свернул от кромки моря в сторону кустов и газу!!!
До кустов я не доехал, смог проехать лишь метров 10 и закопал мотоцикл) Ставим палатку здесь!!!

Продолжение следует…