Доброго дня, дорогие!
Сегодня, в последней части серии статей про рамки терапии, я расскажу вам об устройстве cеттинга: что он в себя включает, как это влияет на процесс терапии и почему так важно не упускать его из сознания.
С предыдущими статьями вы можете ознакомиться по следующим ссылкам:
- О рамках психотерапии (Часть 1)
- О рамках психотерапии (Часть 2)
Итак, что же включает в себя сеттинг? Я предлагаю следующее, пусть и условное деление на четыре категории: пространственная, временная, ценностная и этическая (или общечеловеческая). Первые две категории относятся к априорным, которые попросту задают место и время терапии, а оставшиеся две — это категории социального контекста.
---
К первой категории, пространственной, мы отнесем все, что так или иначе относится к физическим границам терапии:
• место в пространстве, где она проходит;
• обустройство этого пространства;
• сюда также можно включить и то, как клиент и терапевт обращены друг к другу (расстояние между ними, видимость одного другим и т. п.).
Даже в обыденной жизни пространство скрывает за собой многое. Наша жизнь проходит, проживается и переживается в самых разных местах: дом и работа, парк и кафе, музей и клуб и многие-многие другие. Помимо того, что каждое из этих мест имеет для нас различное функциональное значение, каждое из них мы совершенно по разному воспринимаем и ощущаем: где-то нам комфортно и легко, где-то нам необходимо быть собранными и в некотором позитивном стрессе, где-то нам приходится прятать свое «Я» от окружающих и т.п. Таким образом любое пространство имеет многомерное влияние на нас, как в принципе и мы на него.
Потому место где проходит терапия имеет принципиальное значение. Здесь происходит уникальный процесс самоисследования и самопознания силами двух заинтересованных в этом людей, который практически невозможен в любом другом месте. Приходя сюда, и клиент и терапевт настраиваются именно на данный процесс, а потому важно, чтобы ничего от него не могло отвлечь. Тогда есть возможность заметить важное и не упустить незаметное.
Кабинет в этом плане являет собой изначально «нейтральное» пространство, т. е. такое, к которому у клиента еще не сложилось отношение, которое будет выстраиваться в процессе терапии. Таким образом кабинет — это «хранитель» терапевтических ценностей, маяк, указующий на уникальность и неповторимость формы терапии, включающий в себя правила, границы, цели и суть происходящего. В этом плане пространство является фундаментом сеттинга, постоянным напоминанием о том, для чего мы здесь собственно находимся.
Потому становится очевидно, что выбор иного места проведения терапии является достаточным упущением из-за отсутствия столь важного терапевтического фактора описанного выше. Конечно и другие форматы возможны, и в первой части вскользь упоминалось о том, что основатели психотерапевтической практики могли проводить сеансы прогуливаясь по саду, и вообще зачастую были ограничены палатами и койками пациентов. И вполне могут ситуации, когда смена привычного места терапии может благожелательно сказаться на самораскрытии и саморазвитии. Однако тогда речь должна идти о конкретном случае и конкретном клиенте, когда подобная смена является необходимой. Но в этом случае мы должны отдаться профессионализму терапевта, который точно знает что он делает и для чего он это делает, как это поможет конкретному человеку. Если же это делается вне терапевтического контекста, и специалист позволяет себе встречаться с клиентами, к примеру, у себя дома (без оснащенного кабинета), в кафе или на улице на постоянной основе без должной рефлексии, то тогда мы вправе задать конкретные вопросы данному психологу и помочь ему осознать значимость и важность пространства в процессе терапии.
Я не буду касаться тут онлайн-терапии ввиду обширности данной темы. Это большой и требующий большего изучения пласт терапии, который однако имеет место быть, и вполне естественно обладает специфичными особенностями, отличающего его от живой очной встречи, но не уступающий ей в плане эффективности.
---
Вторая категория, временная, включает в себя такие аспекты, как:
• продолжительность терапии;
• продолжительность встречи;
• периодичность встреч;
• в какое время суток проходит встреча и т. д.
Время имеет важное значение при формировании сеттинга. Неудивительно, что чаще всего терапевтами отмечается нарушение именно временных рамок терапии, к которым можно отнести:
• частые опоздания
• отмены или перенос встреч
• затягивание времени терапии
• неравномерный ход терапии (включение в процесс в последних минутах встречи)
При систематическом нарушении временных (да и прочих других) рамок сеттинга можно говорить о проявлении сопротивления клиента к терапевтической работе. Естественно речь не идет о каждом подобном случае, но при систематическом нарушении договоренностей между терапевтом и клиентом обоим стоит задуматься о причине подобного, и тщательно отрефлексировать происходящее на данный момент в терапии.
Время, помимо всего прочего, характеристика имеющая двойное дно, потому как если мы принимаем терапию как некий микрокосм социальных, смысловых и ценностных отношений клиента с миром, то его можно рассматривать с точки зрения ограничительной функции. Терапевтическая встреча, как и сама терапия, имеет начало и конец. Так и жизнь, что начинается с рождения и оканчивается смертью. В этом экзистенциальном плане стоит обратить внимание на то, как нарушения временных рамок терапии соотносится с жизнью человека: успевает ли прожить её; пытается ли затянуть встречу со смертью или с идеей смерти; откладывает ли жизнь до «лучших времен» и т.д.
Таким образом временной критерий сеттинга играет важную роль в понимании происходящего на терапии. Он является «лакмусовой бумажкой», сигнализирующей о протекании терапии, о глубине прорабатываемых тем, и также является отражением миропозиции человека по отношению к собственной жизни.
---
К ценностному критерию сеттинга можно отнести:
• стоимость терапевтической встречи;
• вклад участников в процесс терапии.
Во второй части постов про границы мню уже было продемонстрировано влияние денег на процесс терапии. Денежный вопрос может обсуждаться между клиентом и терапевтом, что также может иметь терапевтический эффект, учитывая роль денег в современном обществе. Обычно у каждого есть свои денежные границы — для клиента это границы, в которых он может позволить себе терапию, для терапевта — границы, в которых он способен оказать качественную помощь. Терапевт не может оказывать качественную помощь без должного вознаграждения за свои услуги. «Голодный психолог — плохой психолог», - впору сказать нам. Терапевт при обсуждении суммы вознаграждения может отталкиваться от некой «нижней» границы, с которой он готов предоставлять свои услуги. Однако такая граница - это лишь необходимая гибкость терапевта, которая позволяет ему управлять своей практикой творчески и свободно, что способствует выстраиванию близкого человеческого контакта с клиентами, так необходимого в терапии. В остальных случаях стоимость всё-же должна оставаться в определенной терапевтом константе, исходящей из его возможностей, умений и потребностей.
Что касается вклада участников в процесс терапии — психотерапия приемлет только работу двух, и оказывается невозможной при работе одного. Каждый участник терапии вкладывает собственные силы в совместный миропроект по исследованию и развитию экзистенции клиента. Терапевт помогает своими силами, знаниями и умениями, но только клиент способен постичь своей глубины. Он и только он имеет возможность вглядываться в глубину своих мыслей, чувств и переживаний. Терапевт же, опираясь на высказанное, делает свои предположения, куда можно двигаться дальше, но за само движение ответственность несет лишь тот, кто в данный момент находится за рулем.
---
Ну и наконец, давайте поговорим о такой категории сеттинга, как этика или человеческие отношения. Бесспорно она является самой открытой для обсуждения и изменения внутри терапевтической ситуации.
В данную категорию можно внести очень много всего, например:
• базовые правила любой терапии: конфиденциальность, добровольность и т. д.;
• все приемлемое и неприемлемое для каждого из участников процесса;
• этический кодекс психолога, который пусть и не носит формального характера, но является ориентиром для качественной и профессиональной работы;
• чисто человеческие отношения между терапевтом и клиентом, которые и представляют из себя набор тонких особенностей, правил и границ взаимодействия.
Последняя категория является самой гибкой, видоизменяемой из всех перечисленных. Если ранее мы говорили о том, что отношение клиента ко временным рамкам терапии характеризует отношение человека к собственной ограниченности жизни, то здесь, в человеческих отношениях между терапевтом и клиентом, отражается вся социальная жизнь последнего. Поэтому в этой последней категории а) можно заметить и отрефлексировать дезадаптивные черты поведения клиента в социуме, и б) при помощи инструментов межличностного давления, описанные Дж. Бьюдженталем, видоизменять и влиять на эти границы. Ведь достаточно часто в процессе терапии задевается и раскрывается неприемлемое для клиента (а иногда и для терапевта, что впоследствии должно выносится им на супервизию). Внезависимости от подхода рано или поздно приходится говорить и о больном, и о неприемлемом, однако чем глубже и доверительнее связь клиента с терапевтом, тем о большем первый готов делиться со вторым самыми пугающими и отвращающими его вещами.
---
Итак, выше мною были кратко описаны выделенные лично мною категории сеттинга. Еще раз стоит отметить, что категории (как и любая прочая категоризация) имеют крайне условный характер, ведь в сложном и многообразном в своем проявлении мире невозможно упрощение без потери сущностного. При желании имеющиеся категории можно делить до атомических понятий, или находить промежуточное, потерянное/неуказанное и пр. Мною лишь была представлена попытка показать всю сложность такого аспекта терапии, как сеттинг. Объяснить, что каждая его сторона имеет свое глубинное значение, которое можно упустить из внимания. Но обнаружив которое можно существенно продвинуться в терапии.
Мы часто отстраняемся от обыденного, бытового, привычного принимая это за несущественное. Конечно, мы вправе сказать, что нет никакой разницы, где проводиться терапия, как часто она проводиться, сколько платят за нее или что отношения между клиентом и терапевтом сущностно не важны — это все мелочи, которые мы вправе отбросить, сконцентрировавшись только на методах работы и способах достижения разрешения запроса клиента. Оградить своё «Я» от процесса терапии, или оставаться слепым к ценностному, скрытому на пороге между сознанием и бессознательным.
Однако мне кажется, что несущественного нет и быть не может. За кажущимся несущественным скрыты инструменты, которые даруют нам невероятные возможности в терапии! Отказываться от них значит ограничить собственные возможности и как терапевта, и как клиента. Как человека. В попытке охватить целостное, охватить как можно большее — в этом ключ к развитию и росту. Упрощение же и отстранение от окружающего бытия — это в лучшем случае путь к стагнации и консервации.
Именно поэтому я вложил столько усилий в данную серию статей о такой части терапевтического процесса, как сеттинг. На этом примере я попытался показать, что может скрываться за ним, какую глубину способна иметь столь порой формальная часть терапии, ограниченная терапевтическим контрактом или устной договоренностью. И при этом многое было мною не сказано, сокращено, смазано ввиду публицистического характера данной работы. Но как мне кажется, я смог в более-менее краткой форме донести свое видение и мысль.
Спасибо вам за прочтение. И до скорой встречи!
---
Если вы, ваши близкие, друзья или знакомые в поиске качественной психологической помощи - обращайтесь! Готов и рад вам помочь!
Очно в г. Пермь или онлайн (Zoom, Microsoft Teams)
Контакты:
Vk: https://vk.com/logos_psy
E-mail: VadimG.psy@gmail.com
Telegram: @vadimg_psy
Telegram-канал: https://t.me/LogPsy