Найти тему

Что такое Новый год по версии современных детей? (Есть чему удивиться!)

В ночь с 13 на 14 января наступает Новый год по юлианскому календарю, впереди еще - новый год по восточному календарю, дата которого зависит от лунного цикла. А ведь есть и Навруз, и новый налоговый год, и новый учебный, и новый финансовый, даже персональный новый год в День рождения некоторые отмечают, и так далее!..

В общем, при достаточно космополитичных взглядах желающие могут встречать разные варианты Нового года почти круглогодично.

А что же такое - Новый год - для каждого из нас? На размышления по этому поводу и идею мини-проекта навел совершенно неожиданный повод - почти совсем забытый старый советский мультфильм "Кто придёт на Новый год?". Если не помните такого или никогда не видели - посмотрите:

В этом мультфильме есть песенка на стихи М. Пляцковского, которая известна чуть лучше. Под названием "Новогодний хоровод" её текст часто печатают в сборниках и хрестоматиях для дошкольников и младших школьников. Часто дети читают это стихотворение на новогодних утренниках:

Стихотворение М. Пляцковского "Новогодний хоровод" в хрестоматии (Изображение из открытых источников)
Стихотворение М. Пляцковского "Новогодний хоровод" в хрестоматии (Изображение из открытых источников)

В первые дни после зимних каникул мне, как учителю и классному руководителю, нужно было совместить решение многих задач. Вот некоторые из них:

  • дать возможность детям обменяться впечатлениями о каникулах и праздниках,
  • начать изучение темы "Имя прилагательное",
  • создать некую визуализацию праздничного "опыта", чтобы побеседовать о том, какие же элементы праздничной культуры наиболее важны,
  • предоставить возможность опыта статистической обработки информации (поскольку у нас физ-мат лицей и совсем скоро дети уже будут осваивать доли, дроби и проценты). Понятия "частотность" и "ранжировка" им немного уже знакомы.

Поэтому появилась идея мини-проекта, в котором и мультфильм, и стихотворение стали этапом погружения в проект - когда мы фокусируем внимание на определенной теме и сталкиваемся с чем-то неизвестным, непонятным или удивительным.

По сюжету мультфильма главный герой - Зайчонок - с помощью песенки объясняет лесным жителям, что же такое Новый год. Предложила послушать её внимательно в первом эпизоде, где она звучит, и выписать все слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?", которые в ней упоминаются

Собственно, получился список непременных атрибутов праздника - и, одновременно, дети потренировались отличать имена существительные от других частей речи.

Список вышел странным: в нем не упоминались ни подарки, ни Дед Мороз со Снегурочкой, ни другие привычные детям новогодние атрибуты. Поэтому с энтузиазмом перешли ко второму этапу проекта - составлению собственного списка из 10 слов, отвечающих на вопросы "кто?", "что?" и наиболее точно объясняющих, "Что такое Новый год?"

Теперь каждый смог составить свой собственный список и заодно потренироваться в подборе имен существительных на заданную тему.

А теперь перешли к групповой работе. Разделились на 6 групп по 4-5 человек. Каждой группе нужно было сравнить свои списки и составить один общий список группы из всех слов, при этом в начале записать слова, которые встречаются чаще всего (и указать, у скольких человек в группе это слово есть в списке), а в конце - те, которые упоминались только по одному разу.

Что мы получили? Правильно, ранжированный по частотности список существительных.

А дальше? Теперь создаем продукт проекта - визуализируем наши списки с помощью любого сервиса, позволяющего создать облако слов. Собираем 6 полученных списков, составленных группами, и впечатываем все слова, какие в них указаны. Более крупным шрифтом отображаются самые частотные слова, мелкими буквами - те, что встречались в списках 1-2 раза.

В качестве шаблона выбрали тематический - снежинку. И фон тоже сделали "зимний". В итоге получилась вот такая семантическая карта:

"Что такое Новый год?" по версии второклассников. Изображение из личного архива автора.
"Что такое Новый год?" по версии второклассников. Изображение из личного архива автора.

По правилам, завершается работа над проектом его презентацией и защитой. Каждая группа нашла свои "слова", объяснили друг другу самые частотные и самые редкие слова, списком в таком виде остались очень довольны - он намного более точно объясняет, "что такое Новый год", чем песенка мультяшного Зайчонка.

Любопытно, что равнозначно важными оказались ожидаемые "праздник", "чудо", "радость" и "торт", "еда" (буквы этих слов одинакового размера). Очень удивило "слово президента" и "гимн России", которые оказались написаны крупнее, чем "веселье", "салаты" и "долго не спать".

И, конечно, после окончания работы была рефлексия - выяснили, что работая над интересным заданием получили неожиданный результат и совершенно незаметно потренировались в умении отличать имя существительное от других частей речи. Некоторые решили дома провести аналогичные опросы, но об их результатах мне пока ничего неизвестно...

А для вас - что такое Новый год? :)