В ночь с 13 на 14 января наступает Новый год по юлианскому календарю, впереди еще - новый год по восточному календарю, дата которого зависит от лунного цикла. А ведь есть и Навруз, и новый налоговый год, и новый учебный, и новый финансовый, даже персональный новый год в День рождения некоторые отмечают, и так далее!..
В общем, при достаточно космополитичных взглядах желающие могут встречать разные варианты Нового года почти круглогодично.
А что же такое - Новый год - для каждого из нас? На размышления по этому поводу и идею мини-проекта навел совершенно неожиданный повод - почти совсем забытый старый советский мультфильм "Кто придёт на Новый год?". Если не помните такого или никогда не видели - посмотрите:
В этом мультфильме есть песенка на стихи М. Пляцковского, которая известна чуть лучше. Под названием "Новогодний хоровод" её текст часто печатают в сборниках и хрестоматиях для дошкольников и младших школьников. Часто дети читают это стихотворение на новогодних утренниках:
В первые дни после зимних каникул мне, как учителю и классному руководителю, нужно было совместить решение многих задач. Вот некоторые из них:
- дать возможность детям обменяться впечатлениями о каникулах и праздниках,
- начать изучение темы "Имя прилагательное",
- создать некую визуализацию праздничного "опыта", чтобы побеседовать о том, какие же элементы праздничной культуры наиболее важны,
- предоставить возможность опыта статистической обработки информации (поскольку у нас физ-мат лицей и совсем скоро дети уже будут осваивать доли, дроби и проценты). Понятия "частотность" и "ранжировка" им немного уже знакомы.
Поэтому появилась идея мини-проекта, в котором и мультфильм, и стихотворение стали этапом погружения в проект - когда мы фокусируем внимание на определенной теме и сталкиваемся с чем-то неизвестным, непонятным или удивительным.
По сюжету мультфильма главный герой - Зайчонок - с помощью песенки объясняет лесным жителям, что же такое Новый год. Предложила послушать её внимательно в первом эпизоде, где она звучит, и выписать все слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?", которые в ней упоминаются
Собственно, получился список непременных атрибутов праздника - и, одновременно, дети потренировались отличать имена существительные от других частей речи.
Список вышел странным: в нем не упоминались ни подарки, ни Дед Мороз со Снегурочкой, ни другие привычные детям новогодние атрибуты. Поэтому с энтузиазмом перешли ко второму этапу проекта - составлению собственного списка из 10 слов, отвечающих на вопросы "кто?", "что?" и наиболее точно объясняющих, "Что такое Новый год?"
Теперь каждый смог составить свой собственный список и заодно потренироваться в подборе имен существительных на заданную тему.
А теперь перешли к групповой работе. Разделились на 6 групп по 4-5 человек. Каждой группе нужно было сравнить свои списки и составить один общий список группы из всех слов, при этом в начале записать слова, которые встречаются чаще всего (и указать, у скольких человек в группе это слово есть в списке), а в конце - те, которые упоминались только по одному разу.
Что мы получили? Правильно, ранжированный по частотности список существительных.
А дальше? Теперь создаем продукт проекта - визуализируем наши списки с помощью любого сервиса, позволяющего создать облако слов. Собираем 6 полученных списков, составленных группами, и впечатываем все слова, какие в них указаны. Более крупным шрифтом отображаются самые частотные слова, мелкими буквами - те, что встречались в списках 1-2 раза.
В качестве шаблона выбрали тематический - снежинку. И фон тоже сделали "зимний". В итоге получилась вот такая семантическая карта:
По правилам, завершается работа над проектом его презентацией и защитой. Каждая группа нашла свои "слова", объяснили друг другу самые частотные и самые редкие слова, списком в таком виде остались очень довольны - он намного более точно объясняет, "что такое Новый год", чем песенка мультяшного Зайчонка.
Любопытно, что равнозначно важными оказались ожидаемые "праздник", "чудо", "радость" и "торт", "еда" (буквы этих слов одинакового размера). Очень удивило "слово президента" и "гимн России", которые оказались написаны крупнее, чем "веселье", "салаты" и "долго не спать".
И, конечно, после окончания работы была рефлексия - выяснили, что работая над интересным заданием получили неожиданный результат и совершенно незаметно потренировались в умении отличать имя существительное от других частей речи. Некоторые решили дома провести аналогичные опросы, но об их результатах мне пока ничего неизвестно...
А для вас - что такое Новый год? :)