Костёр в первый день похода – одно из самых любимых мною мероприятий. Еще не знакомые друг с другом люди немного стесняются, но инструктор очень просит рассказать о своём опыте, где были, чего видели и как вообще докатились до жизни такой, что в свой законный отпуск не валяетесь на пляже под пальмой, а планируете куда-то идти с тяжеленным рюкзаком и превозмогать.
Истории у всех невероятные, кто-то насмотрелся чужих фоток и наконец решил пойти сам, кто-то уже не мыслит без этого жизни, а кто-то просто решил проверить себя. Почти у всех любовь к походам родилась в осознанном, взрослом возрасте. У меня вышло немного по-другому.
В 2005 году я училась в 8 классе и наша учительница биологии предложила нам записаться в экологическую секцию. Но заманила она нас не тем, что мы станем подкованными экологами. Во-первых, руководителем секции был очень известный орнитолог О.В. – и кандидат педагогических наук. Во-вторых, она рассказала о том, что О.В. часто ходит со своими учениками в походы и, конечно же, это было именно то, на что мы все повелись. На первое занятие пришла половина класса. На второе – половина этой половины. И так мы и остались. Это было самое лучшее, что происходило со мной за всю школьную жизнь.
Родителям – новые расходы. "Спальник купи, рюкзак купи, пенку купи". Хоть это и был 2005 год, вроде не так уж давно, но могу сказать, что снаряжение за эти годы нехилого такого прогресса достигло. Помимо расходов – ещё и тревоги. "За Волгу в поход отпусти, идём с бородатым мужиком, он наш руководитель и он хороший, а кстати, мам, можно летом поеду в полевой лагерь на три недели? Нет, связь там не ловит вообще никакая". Как же я благодарна родителям, что они ничего мне не запрещали. Что они могли доверять мне уже в этом возрасте. Не всем из нас так повезло.
Когда наступила весна, мы с нетерпением ждали стабильной хорошей погоды, чтобы пойти в поход. Однодневный или двухдневный, с ночевкой в палатке или в домике – неважно. Нам просто хотелось куда-нибудь уйти, наблюдать за птицами, рассматривать растения и просто наслаждаться лесом. А леса в Чувашии и Марий Эл невероятные: густые и разнообразные, жемчужинами в которых разбросаны озёра. На одном из них – Малом Лебедином – стояла биостанция, куда мы как раз чаще всего и ходили.
Занятия продолжались, знания преумножались. Нас стали отправлять на республиканские слёты, обычно они длились 3 дня и состояли из множества секций, как теоретических, так и практических. Обычно мы заранее решали, кто и в чём будет участвовать, потому что у каждого были свои сильные и слабые стороны. Я, например, участвовала в спортивном ориентировании и теоретических блоках, а какие-нибудь полосы препятствий пропускала (для этого у нас были ловкие и сильные мальчики).
А летом мы ждали долгожданного отъезда на Школу Дикой Природы – трехнедельный полевой лагерь, в течение которого мы жили в палатках, дежурили по очереди и готовили на костре, купались в реках и озёрах и... самое главное – занимались исследовательской работой под руководством куратора.
Я была на трёх Школах – в 2005, 2006 и 2007 годах. И все три мои работы были посвящены птицам. В конце Школы мы защищали проект своей работы, а потом примерно до ноября приводили её в достойный вид. Как раз перед Новым годом начиналась череда конференций, моя первая была максимально провальной, я ужасно боялась, но потом как-то втянулась и сильно прокачала навык выступления на публике. Призовые места всегда были моими.
Наверное, мне стоит потом поподробнее рассказать, как была устроена ШДП, потому что это отдельный невероятный мир со своими законами и мифологией. Очень жаль, что с прошествием времени что-то забывается и навсегда теряется. Например, у меня не осталось никаких фотографий, а то, что я смогла добыть для этого поста, вытянула из контакта (хорошо, что раньше друзья не гнушались отмечать на фотках – аккаунты давно удалены, а фотки остались).
Наступил 2008 год, зимние каникулы. Все пророчили мне большое будущее на биофаке, я хотела поступать в МГУ и заниматься генетикой. Но я сообщила всем, что я устала от биологии и химии и вообще ничего не хочу, хочу лежать на печи и книжки читать, поэтому пойду я... на филфак.
Сейчас я ни капли не жалею о своём решении, как случилось, так случилось. У меня отличное гуманитарное образование и годы в университете были, пожалуй, лучше школьных. Но это разлучило меня с природой на долгих 10 лет. Потому что куда-то так же, как раньше, я пошла только в 2018 году.